Рекомендации учителям по работе с одарёнными детьми

Рекомендации учителям  по работе с одарёнными детьми
Начальные классы (I-IV классы):
·         Учителю не следует уделять слишком много внимания игровому обучению с ярко выраженным элементом соревновательности. Одаренный ребенок будет чаще всего оказываться победителем, что может вызвать неприязнь соучеников и не благоприятствует созданию атмосферы всеобщей заинтересованности,  к которой стремится учитель.
·         Учителю следует избегать укрепления перфекционистских тенденций в одаренном ребенке, перехваливая лучшую или самую аккуратную работу. Ему не стоит выделять одаренного ребенка за прекрасные индивидуальные успехи, а лучше поощрять совместные занятия с другими детьми.
·         Учитель не должен возводить одаренного ребенка на пьедестал или делать из него вундеркинда в глазах других учеников. Успехи его будут должным образом оценены, а неуместное выпячивание его исключительности достижений рождает чаще всего раздражение, ревность и отторжение вместо ожидаемой похвалы.
·         Учителю следует помнить, что в большинстве своем одаренные дети плохо воспринимают строго регламентированные, повторяющиеся занятия. Учителям нередко необходима помощь методистов, чтобы разнообразить программу с учетом потребностей высокоодаренных учеников.
Средняя ступень (V – VIII классы).  Старшая ступень (IX – XI классы)
·         Создавать ситуации незавершенности или открытости, в отличие от жестко заданных и строго контролируемых ситуаций.
·         Разрешение и поощрение множества вопросов.
·         Создание и разработка приемов, стратегий, инструментов, предметов для  последующей деятельности.
·         Стимулирование ответственности и независимости.
·         Делать акцент на самостоятельных разработках, наблюдениях, чувствах, обобщениях, сопоставлениях.
·         Формировать более разнообразный взгляд на мир.
·         Внимание к интересам детей со стороны родителей, окружающих их взрослых.
·         Не давать ребенку прямых условий, рекомендаций. Ребенок должен сам их   выработать.
·         Не сдерживать инициативу, даже в ущерб урока.
·         Научить прослеживать межпредметные связи.
·         Приучить детей к самостоятельности принятия решения и анализа ситуации.
·         Оказывать поддержку в ситуации успеха.
·         Обеспечить исследовательскую деятельность для одаренных детей.
·         При взаимодействии с одаренным ребенком учитель должен проявлять чувство юмора.
·         Формировать безоценочные критерии в работе с одаренным ребенком.
·         Педагогу необходимо проявлять настойчивость в работе по развитию     определенных способностей ребенка.
Рекомендации психолога:  как развивать творческие способности у детей
·         Подхватывай мысли учащихся и оценивай их тут же, подчеркивая оригинальность, важность и т.п.
·         Усиливай впечатлительность детей на новое в его области интересов (животные, искусство, техника).
·         Поощряй оперирование предметами, материалом, идеями. Ребенок пытается практически решать исследовательские задачи.
·         Учи детей систематической оценке каждой мысли. Никогда не отрицай, не отбрасывай ее.
·         Вырабатывай у учащихся терпимое отношение к новым понятиям, мыслям.
·         Не настаивай на запоминании схем, формул, одностороннего решения, где имеется много способов.
·         Культивируй творческую атмосферу.  Учащиеся должны знать, что творческие предложения, мысли, класс встречает с признанием, принимает их, использует.
·         Учи детей ценить свои и чужие мысли. Очень ценно фиксировать их в блокноте, в тетради.
·         Часто ровесники относятся к способным детям агрессивно, насмешливо. Это необходимо предупреждать. И лучшим способом является объяснение способному ученику, что это обычно, и развивать у него терпимость и уверенность.
·         Подбрасывай интересные факты, случаи, технические и научные идеи.
·         Рассеивай страх у талантливых детей, вызываемый произведениями искусства. Рассказывай об истории, творческой лаборатории художника, ученого и др.
·         Стимулируй и поддерживай инициативу и самостоятельность учащихся, подбрасывай им проекты, которые могут увлечь.
·         Привязывай талантливых учеников к какой-либо действительной проблеме, что они носились с ней.
·         Создавай проблемные ситуации, требующие альтернатив, прогнозирования,    воображения.
·         Создавай поочередно периоды творческой активности. Многие гениальные решения приходят в такие фазы.
·         Развивай критическое отношение.
·         Побуждай доводить начинания до логического завершения.
·         Воздействуй собственным примером.
Рекомендации учителям, работающим с одаренными детьми
Как показывает практика, наиболее эффективный метод взаимодействия учителя с одаренным ребенком – индивидуальные занятия с акцентом на его самостоятельную работу с материалом. Учителю-предметнику в работе необходимо:
·         составить план занятий с ребенком, учитывая  его склонности (гуманитарные, математические, естественно-научные; музыкальные и т.д.), психические особенности ребенка;
·         определить темы консультаций по наиболее сложным  вопросам;
·         выбрать форму отчета ребенка по предмету (тесты, вопросы и т.д.) за определенные промежутки времени.
Ребенку предоставить:
·         название темы;
·         план изучения темы;
·         основные вопросы;
·         понятия и термины, которые он должен усвоить;
·         практические работы;
·         список необходимой литературы;
·         формы контроля;
·         задания для самопроверки.
Для анализа результатов работы оформить таблицу:
·         предмет
·         дата и время консультаций
·         главные рассматриваемые вопросы
·         время работы с темой по программе
·         фактически затраченное время (причины отклонений от сроков);
·         дополнительные вопросы, не предусмотренные программой.
Учителю необходимо быть доброжелательным и чутким, учитывать психологические особенности ребенка, поощрять его творческое и продуктивное мышление, стремиться к глубокой проработке выбранной темы.