Рекомендации учителям по работе с одарёнными детьми
Начальные классы (I-IV классы):
· Учителю не следует уделять слишком много внимания игровому обучению с ярко выраженным элементом соревновательности. Одаренный ребенок будет чаще всего оказываться победителем, что может вызвать неприязнь соучеников и не благоприятствует созданию атмосферы всеобщей заинтересованности, к которой стремится учитель.
· Учителю следует избегать укрепления перфекционистских тенденций в одаренном ребенке, перехваливая лучшую или самую аккуратную работу. Ему не стоит выделять одаренного ребенка за прекрасные индивидуальные успехи, а лучше поощрять совместные занятия с другими детьми.
· Учитель не должен возводить одаренного ребенка на пьедестал или делать из него вундеркинда в глазах других учеников. Успехи его будут должным образом оценены, а неуместное выпячивание его исключительности достижений рождает чаще всего раздражение, ревность и отторжение вместо ожидаемой похвалы.
· Учителю следует помнить, что в большинстве своем одаренные дети плохо воспринимают строго регламентированные, повторяющиеся занятия. Учителям нередко необходима помощь методистов, чтобы разнообразить программу с учетом потребностей высокоодаренных учеников.
Средняя ступень (V – VIII классы). Старшая ступень (IX – XI классы)
· Создавать ситуации незавершенности или открытости, в отличие от жестко заданных и строго контролируемых ситуаций.
· Разрешение и поощрение множества вопросов.
· Создание и разработка приемов, стратегий, инструментов, предметов для последующей деятельности.
· Стимулирование ответственности и независимости.
· Делать акцент на самостоятельных разработках, наблюдениях, чувствах, обобщениях, сопоставлениях.
· Формировать более разнообразный взгляд на мир.
· Внимание к интересам детей со стороны родителей, окружающих их взрослых.
· Не давать ребенку прямых условий, рекомендаций. Ребенок должен сам их выработать.
· Не сдерживать инициативу, даже в ущерб урока.
· Научить прослеживать межпредметные связи.
· Приучить детей к самостоятельности принятия решения и анализа ситуации.
· Оказывать поддержку в ситуации успеха.
· Обеспечить исследовательскую деятельность для одаренных детей.
· При взаимодействии с одаренным ребенком учитель должен проявлять чувство юмора.
· Формировать безоценочные критерии в работе с одаренным ребенком.
· Педагогу необходимо проявлять настойчивость в работе по развитию определенных способностей ребенка.
Рекомендации психолога: как развивать творческие способности у детей
· Подхватывай мысли учащихся и оценивай их тут же, подчеркивая оригинальность, важность и т.п.
· Усиливай впечатлительность детей на новое в его области интересов (животные, искусство, техника).
· Поощряй оперирование предметами, материалом, идеями. Ребенок пытается практически решать исследовательские задачи.
· Учи детей систематической оценке каждой мысли. Никогда не отрицай, не отбрасывай ее.
· Вырабатывай у учащихся терпимое отношение к новым понятиям, мыслям.
· Не настаивай на запоминании схем, формул, одностороннего решения, где имеется много способов.
· Культивируй творческую атмосферу. Учащиеся должны знать, что творческие предложения, мысли, класс встречает с признанием, принимает их, использует.
· Учи детей ценить свои и чужие мысли. Очень ценно фиксировать их в блокноте, в тетради.
· Часто ровесники относятся к способным детям агрессивно, насмешливо. Это необходимо предупреждать. И лучшим способом является объяснение способному ученику, что это обычно, и развивать у него терпимость и уверенность.
· Подбрасывай интересные факты, случаи, технические и научные идеи.
· Рассеивай страх у талантливых детей, вызываемый произведениями искусства. Рассказывай об истории, творческой лаборатории художника, ученого и др.
· Стимулируй и поддерживай инициативу и самостоятельность учащихся, подбрасывай им проекты, которые могут увлечь.
· Привязывай талантливых учеников к какой-либо действительной проблеме, что они носились с ней.
· Создавай проблемные ситуации, требующие альтернатив, прогнозирования, воображения.
· Создавай поочередно периоды творческой активности. Многие гениальные решения приходят в такие фазы.
· Развивай критическое отношение.
· Побуждай доводить начинания до логического завершения.
· Воздействуй собственным примером.
Рекомендации учителям, работающим с одаренными детьми
Как показывает практика, наиболее эффективный метод взаимодействия учителя с одаренным ребенком – индивидуальные занятия с акцентом на его самостоятельную работу с материалом. Учителю-предметнику в работе необходимо:
· составить план занятий с ребенком, учитывая его склонности (гуманитарные, математические, естественно-научные; музыкальные и т.д.), психические особенности ребенка;
· определить темы консультаций по наиболее сложным вопросам;
· выбрать форму отчета ребенка по предмету (тесты, вопросы и т.д.) за определенные промежутки времени.
Ребенку предоставить:
· название темы;
· план изучения темы;
· основные вопросы;
· понятия и термины, которые он должен усвоить;
· практические работы;
· список необходимой литературы;
· формы контроля;
· задания для самопроверки.
Для анализа результатов работы оформить таблицу:
· предмет
· дата и время консультаций
· главные рассматриваемые вопросы
· время работы с темой по программе
· фактически затраченное время (причины отклонений от сроков);
· дополнительные вопросы, не предусмотренные программой.
Учителю необходимо быть доброжелательным и чутким, учитывать психологические особенности ребенка, поощрять его творческое и продуктивное мышление, стремиться к глубокой проработке выбранной темы.