Советы специалистов

 

 

Психологи готовы проконсультировать, оказать психологическую помощь:

- телефон круглосуточной психологической помощи областного психоневрологического диспансера (8-0162)-40-62-26;

- телефоны для справки и очной консультации (8-0162) 20-15-55    с 9.00 до 16.00 в рабочие дни и (8-0162) 97-43-62 с 9.00 до 12.00                          в рабочие дни областного центра гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья.

По вопросам настройки домашнего компьютера, настройки опций родительского контроля можно обращаться к преподавателям информатики в школе своего ребенка или к специалистам Белтелекома.

Родителям о суицидальном поведении подростка

«Нет большего счастья, чем чувствовать, что люди любят тебя и радуются твоему присутствию»
Ш. Бронте
 

Суицидальное поведение – это намерения и действия человека,  направленные на лишение себя жизни, т.е. самоубийство.  Проблема суицидального поведения несовершеннолетних особенно обострилась за последние годы. Так за первые 3 месяца текущего года в Минской области совершили завершенный суицид  четверо ребят. В банке данных суицидально ориентированных несовершеннолетних Борисовского района состоит 17 учащихся – это ребята, которые совершили попытку суицида и состоят на учете у психоневролога. Т.е. это официальная статистика, а неофициальная, как правило, в несколько раз больше. Как не печально, но и у нас в школе есть несколько таких ребят. Это беда, которую мы можем предотвратить только совместными усилиями.

Главный вопрос: почему молодые люди добровольно расстаются с жизнью? 

Виды суицидального поведения подростков:

1.     Демонстративное

2.     Аффективное (импульсивное)

3.     Истинное (преднамеренное)

Установлено, что лишь у 10% подростков в случае самоубийства имеется истинное желание покончить собой, в остальных 90% - это «крик о помощи», т.е. «мне очень плохо, обратите на меня внимание».

Следует помнить о возрастных особенностях подростка, на фоне которых обостряется риск суицида:
Эмоциональная нестабильность, ранимость
Импульсивность, недостаточная саморегуляция
«Юношеский максимализм»
Стремление к подражанию
Пессимистическая оценка окружающего и своей личности

Основные причины суицидального поведения подростков:

Ø Конфликт с окружающими – 94% (в первую очередь с родителями – 66% или с любимым человеком);

Ø Переживание обиды – 32 %;

Ø Протест – 30%

Ø Чувства одиночества, стыда, недовольства собой, боязнь наказания – 38%;

Ø Состояние здоровья – 15%

В обществе бытует мнение, что заканчивают жизнь самоубийством преимущественно либо дети из неблагополучных семей, либо подростки с психическими заболеваниями. Но, увы, таких явных закономерностей нет. Известно немало случаев, когда психически здоровые подростки из полных внешне вполне благополучных семей совершали самоубийство. Но все-таки один общий фактор, я думаю,  есть: в какой-то критический момент жизни ребенок остается один  на один со своей проблемой  и невыносимой душевной болью. И рядом не оказывается никого, кто смог бы увидеть эту боль и помочь – в силу разных причин. Но надо видеть и замечать – и прежде всего вам, родителям.

Данные, полученные от родителей, свидетельствуют, что о суицидальной попытке дети высказывались в 26% случаев. В то же время 73% самих суицидентов считает, что они в той или иной форме предупреждали о самоубийстве, но их либо не понимали, либо не придавали значения высказываниям.

Поведенческие признаки суицидального риска:

1. Раздает другим вещи, имеющие большую личную значимость, окончательно приводит в порядок дела, мирится с давними врагами.

2. Демонстрирует радикальные перемены в поведении, такие, как:

– в еде — ест слишком мало или слишком много;

– во сне — спит слишком мало или слишком много;

– во внешнем виде — становится неряшливым;

– в школьных привычках — пропускает занятия, не выполняет домашние задания, избегает общения с одноклассниками; проявляет раздражительность, угрюмость; находится в подавленном настроении;

– замыкается от семьи и друзей;

– становится чрезмерно деятельным или, наоборот, безразличным к окружающему миру;

3. Проявляет признаки беспомощности, безнадежности и отчаяния.

Словесные признаки суицидального риска:

1.Прямо и явно говорит о смерти: “Я собираюсь покончить с собой”; “Я не могу так дальше жить”.

2. Косвенно намекает о своем намерении: “Я больше не буду ни для кого проблемой”; “Тебе больше не придется обо мне волноваться”.

3. Много шутит на тему самоубийства.

4. Проявляет нездоровую заинтересованность вопросами смерти.

Педагог социальный

свернуть

Внешние признаки наркопотребления независимо от вида наркотика

Примечание. Следует учитывать, что приведенные признаки даже в совокупности могут быть не связаны с потреблением наркотиков. Их необходимо оценивать в контексте конкретной ситуации и конкретной личности.

Внешний вид и поведение лица, употребляющего наркотические средства либо психотропные вещества не соответствуют окружающей обстановке, по признакам напоминают алкогольное опьянение, но при этом отсутствует запах алкоголя изо рта.

Глаза: не реагируют на свет; имеют покраснение; неестественный блеск; зрачки сильно сужены или расширены; появляются непроизвольные движения глаз или век.

Изменение кожных покровов: бледность лица и всей кожи или чрезмерное покраснение лица и верхней части туловища; наличие гнойничков на коже.

Изменение речи: речь становится несвойственной данному человеку: ускорена, подчеркнуто выразительна, непоследовательна, с перескакиванием с темы на тему или же замедлена, невнятна и нечетка («каша во рту»), осиплость голоса; используется жаргон наркоманов.

Изменения во внешности: ношение рубашек с длинным рукавом в жаркую погоду с целью скрыть следы от инъекций на руках; ношение темных очков, чтобы скрыть расширенные или суженные зрачки.

Изменение настроения: явно не соответствующие конкретной ситуации апатия (безразличие), подавленность, сонливость, благодушие или беспричинное веселье, смешливость, потребность много говорить, которые могут перейти в раздражительность, озлобленность, агрессивность, резкие немотивированные перепады настроения из одной крайности в другую.

Изменение двигательной активности: повышенная жестикуляция, избыточность движений, неусидчивость или обездвиженность, вялость, расслабленность, стремление к покою (независимо от ситуации).

Нарушение координации движений: нарушение четкости и последовательности действий, пошатывание и неустойчивость при ходьбе, покачивание туловища даже в положении сидя (особенно явное при закрытых глазах), изменение почерка; сложности в выполнении заданий, требующих концентрации внимания или координации движений.

Изменение жидкостного обмена: повышенные потливость и слюноотделение или, наоборот, сухость во рту, сухость губ.

Нехарактерные запахи изо рта, от волос и одежды (запах лекарств и других химических веществ, сладковатый запах, похожий на благовония, тмин, мяту, запах клея, растворителя).

Изменения телосложения: резкое похудение, потеря аппетита или чрезмерное потребление пищи, расстройства пищеварения.

Изменение сознания: нарушение, помрачение.

Места сокрытия наркотиков

Одежда: потайные карманы, головной убор, носки, стельки обуви, нижнее белье и т.п.

Разовые порции наркотиков («чеки», «дозы», «марки» и т.п.) имеют небольшие либо миниатюрные размеры (например, маленький полиэтиленовый кулечек, туго связанный нитью, марлевая ткань или бинт, пропитанные опием).

Средства для употребления наркотиков: шприцы, иглы, кальяны, сигареты, специально изготовленные приспособления для курения смесей со следами нагара и т.п. Они также могут свидетельствовать о наличии самих наркотиков.

Предметы и вещи: сигареты (следует учитывать, что часто наркоманы смешивают наркотик с табаком и засыпают полученную смесь обратно в сигареты), пачки из-под сигарет, сотовые телефоны, фонарики, зажигалки, упаковки из-под лекарств и т.д.

Следует помнить, что вещи и предметы часто служат в качестве «передвижного укрытия» при переноске или транспортировке наркотических средств. С целью нейтрализации запаха известны также случаи заливки наркотиков воском, жиром, шоколадом, кремом.

При осмотре вещей должна соблюдаться максимальная внимательность, тщательность, педантичность и последовательность. Необходимо учитывать возможность нахождения наркотиков в самых неожиданных местах и объектах.

Лицо, имеющее при себе наркотик, в случае опасности, как правило, пытается его незаметно выбросить.

Педагог социальный

свернуть

Компьютер в жизни школьника.

Трудно представить жизнь современного ребёнка без компьютера. Компьютер вос­принимается как одна из ценностей. По мнению многих, от него зависят успех, продви­жение, отношения с друзьями и т. д.

Компьютер, как и всё, что нас окружает, может быть и полезным, и вредным. Степень безопасности пользователя компьютерной техникой регулируется множеством различных международных стандартов, которые год от года становятся все строже и строже.

При длительной работе за компьютером, в условиях неправильной организации рабоче­го места человек может испытывать головную боль, болезненные ощущения в области мышц лица, шеи, ноющие боли в позвоночнике, резь в глазах, слезоточивость, нарушения чёткого видения. Пользователи компьютеров в большей степени подвержены психологическим стрес­сам, болезням сердечно-сосудистой системы и верхних дыхательных путей. Пыль, которая при­тягивается электростатическим полем компью­тера, может стать причиной кожных заболева­ний, раздражения слизистых оболочек.

Особое внимание необходимо уделить вли­янию компьютера на детский организм. Вред детскому организму может нанести и чрез­мерное использование особых технологий, по­лучивших название виртуальной реальности. У детей, которые с раннего возраста чрезмер­но увлеклись компьютерными играми, выявлен новый вид заболевания — синдром видеоигро­вой эпилепсии. Кроме физических недомога­ний у таких детей отмечено развитие негатив­ных черт характера: подозрительность, мнительность, враждебно-агрессивное отношение к близким, вспыльчивость.

Время работы с компьютером

Время работы с компьютером также долж­но ограничиваться. Так, длительность работы на игровых развивающих занятиях:

  • для детей 6 лет — 10 ми­нут;
  • для учащихся начальной школы — 15 ми­нут;
  • для учащихся V—VII классов — 20 минут;
  • на уроках по основам информатики и вычис­лительной техники длительность работы у уча­щихся VIII класса не должна превышать 25 минут;
  • у учащихся IX классов — 40 минут.

Разработанные регламенты о продолжитель­ности занятий, рекомендации по профилактике утомления, требования к обустройству каби­нетов информатики, рабочего места за ком­пьютером наряду с другими нормативами включены в СанПиН 9-131 РБ 2000 «Ги­гиенические требования к видеодисплей­ным терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы».

Признаки зависимости

  • Если ребенок ест, пьет чай, готовит уроки у компьютера.
  • Провел хотя бы одну ночь у компьютера.
  • Прогулял школу – сидел за компьютером.
  • Приходит домой, и сразу к компьютеру.
  • Забыл поесть, почистить зубы (раньше такого не наблюдалось).
  • Пребывает в плохом, раздраженном настроении, не может ничем заняться, если компьютер сломался.
  • Конфликтует, угрожает, шантажирует в ответ на запрет сидеть за компьютером.

Первая стадия — интерес.

Друзья посоветовали, как отвлечься от проблем, «убить время», развлечься.

Вторая стадия — втягивание.

Воздержание сопровождается настоящими «ломками»: и скучно, и грустно, и дела не идут на ум.

Третья стадия — полная зависимость.

Конечно, люди с нарушенной психикой находят мир и покой в Интернете, потому что избавляются там от многих реальных проблем. Но и психически здоровые люди при чрезмерном увлечении Интернетом становятся зависимыми от него, а всякая зависимость в той или иной степени — нарушение психики.

Симптомы зависимости

Установленные симптомы зависимости можно условно разделить на три группы:

  • психические;
  • социальные;
  • духовные.

Психические признаки: появление чувства радости, эйфории при контакте с компьютером или даже при ожидании, «предвкушении» контакта; отсутствие контроля за временем взаимодействия с компьютером; желание увеличить время взаимодействия с компьютером («дозу»); появление чувства раздражения, либо угнетения, пустоты, депрессии при отсутствии контакта с компьютером; использование компьютера для снятия внутреннего напряжения, тревоги, депрессии; эмоциональная неустойчивость; навязчивое стремление постоянно проверять электронную почту, снижение самооценки и т. д.

Социальные признаки: возникновение проблем во взаимоотношениях с родителями, в школе или на работе; проблемы экономические, т.к. много денег приходится платить за такое удовольствие; проблемы с правоохранительными органами при совершении правонарушений для добычи денег; пренебрежение личной гигиеной, неряшливость.

Духовные признаки: потеря смысла реальной жизни, жизнь становится ненужной, пустой, лишенной всякого смысла, что приводит к духовному обнищанию, духовной смерти.

Данная зависимость наиболее часта в детском и подростковом возрасте, особенно у мальчиков. Признаком является не само по себе время, проводимое за компьютером, а сосредоточение вокруг компьютера всех интересов ребенка, отказ от других видов деятельности.

Как и другие виды зависимости (алкогольная, наркотическая), компьютерная зависимость может повышать вероятность правонарушений в подростковом и юношеском возрасте (незаконный «взлом» компьютерных программ и т. п.).

Педагог социальный

свернуть

Как уберечь своих детей от деструктивных сайтов в интернете.

 

Наши дети – главная ценность в жизни. В наше время защищать детей от различных неприятностей становится непростой задачей. Современные телефоны и планшеты становятся все сложнее. В связи с этим родителям необходимо постоянно совершенствовать свои знания технологий, чтобы помогать детям правильно использовать гаджеты. Данное руководство призвано помочь родителям обеспечить безопасное использование детьми мобильных устройств и интернета.

Чем старше становятся дети, тем больше новых проблем появляется. Родители учат своих детей и учатся сами. Вам кажется, что дети знают о компьютерных технологиях больше, чем вы? Вы не одиноки, многие родители думают точно так же. Нынешние подростки родились буквально со смартфоном в руках, в то время как многие взрослые познакомились с мобильными устройствами уже в сознательном возрасте. Но это не делает ребенка главным техническим специалистом в доме. Даже если ребенок умеет пользоваться интернетом, это не означает, что он осознает последствия каждого действия в Глобальной компьютерной сети Интернет. Родителям нет необходимости разбираться в цифровом мире лучше ребенка. Но вы должны быть всегда готовы к моменту, когда ваш ребенок найдет в Сети что-то незнакомое и будет нуждаться в разговоре с кем-то более опытным. Важно вовлечь ребенка в диалог. Поэтому в семье так важна доверительная атмосфера, где дети могут свободно задавать вопросы и получать исчерпывающую информацию в доступной форме.

Сегодня полный запрет доступа детей к технологиям не решает проблему безопасности. Современные технологии – важная часть повседневной жизни, необходимая для развития. Вместо того чтобы устанавливать ограничения, поговорите с детьми о безопасности и организуйте взаимодействие ребенка с гаджетами. Многие вышеупомянутые риски актуальны и для взрослых, поэтому рекомендованные меры предосторожности стоит применять в любом возрасте.

Детская безопасность – ответственность взрослых.

Не забывайте про периодический контроль виртуальных друзей и сообществ, в которых ребенок ведёт деятельность. Если тематика сообщества не понятна, попросите ребенка это пояснить, поищите информацию в Интернете – даже картинки и символику сообществ можно проверить через сервис "Поиск по картинке", предоставляемый компаниями "Яндекс" и "Google". Также, внимания заслуживают сервисы, позволяющие искать скрытых и скрывающихся друзей. Если ребенок что-то скрывает, то именно это должно заинтересовать родителей.

Займитесь саморазвитием. Особенности виртуальной жизни детей и подростков нам, родителям, нужно постоянно познавать и быть в курсе актуальных интернет-угроз Кроме этого, в регионе создан удобный и бесплатный инструмент для саморазвития и консультаций –«Родительский форум» http://www.child-security.net/forum илиhttp://forum.bresta.by/forum15/

Целесообразно обращаться к специалистам-психологам, а зачастую и к психиатрам. Уже первый неправильный тактический шаг может навредить: после этого усиливается воздействие на ребенка, создается агрессивный настрой против родителей, появляются угрозы и попытки склонять к совершению побега из дома или к самоубийству.

Постоянно наблюдайте за поведением детей. Не забывайте, что любые попытки приблизиться к ребенку он будет обсуждать со своими идеологами в соцсетях. Ему будут пояснять примерно так: «не слушай родителей, слушай нас».

Постарайтесь вернуть ребенка в семью. Родительская любовь и тепло могут в этом помочь.

Рекомендации по техническому контролю.

1. Используйте инструменты родительского контроля. Функции родительского контроля можно использовать как в браузерах, так и в антивирусных программах. Например, в ESET NOD32 SmartSecurity, KasperskyInternetSecurity предусмотрен модуль «Родительский контроль». Кроме того, вы можете выбрать специальное мобильное приложение – ESET NOD32 ParentalControl для Android.

Существуют подобные инструменты для игровых приставок, таких как NintendoWii, Playstation и Xbox 360. Особенно полезны будут те отчеты, которые вам предоставит Родительский контроль или то, что вы сможете увидеть во временных файлах Интернет (папки c:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary InternetFiles в операционной системе).

2. Не разрешайте детям публиковать в интернете личную информацию. Запомните и объясните детям, что конфиденциальная информация никогда не запрашивается по электронной почте или в чате.

 3. Не удаляйте сообщения агрессора, история сообщений послужит доказательством акта воздействия.

4. Объясните ребенку, что далеко не вся информация в интернете достойна доверия.

5. Ведите с ребенком открытый диалог. Ключевую роль в обеспечении безопасности детей играет общение с ними. Разговоры о безопасности, страхах и проблемах намного эффективнее наказаний. Доброжелательная атмосфера в семье и открытый диалог способствуют успешному развитию ребенка.

6. Все, что попало в интернет, останется там навсегда. Объясните детям, что информация, проиндексированная поисковыми системами, навсегда останется в Сети. Хуже того, после публикации пользователь теряет контроль над своими данными, любой может использовать и распространять эту информацию. Пусть дети возьмут за правило никогда не публиковать фотографии, статусы и другой контент, который они не хотели бы показывать родителям или родственникам. Это распространяется на соцсети, мессенджеры, блоги и другие сервисы.

 7. Не рекомендуется создавать для ребенка учетную запись с правами администратора.

8. Настройте использование https. Убедитесь в том, что ваш ребенок открывает сайты с защищенным протоколом https (наименование протокола отображается в адресной строке браузера). Это позволит избежать перехвата информации – данные передаются в зашифрованном формате, который не распознают вредоносные программы. Посоветуйте детям-подросткам использовать эти настройки и при доступе к соцсетям через публичный Wi-Fi.

9. Используйте надежные пароли. Напомните детям, что пароли нельзя передавать или давать на время даже лучшим друзьям.

10. Настройте параметры безопасности для социальных сетей. Параметры безопасности в соцсетях, установленные по умолчанию, не гарантируют безопасности. Рекомендуется посвятить немного времени их правильной настройке и проверить, какая информация находится под угрозой утечки.

Тактические  подсказки для родителей

1. Создайте для ребенка учетную запись с правами обычного пользователя – это позволит вам эффективно контролировать его онлайн-активность. Учетная запись с правами администратора должна использоваться только взрослым.

2. Не забывайте регулярно обновлять антивирус и программу родительского контроля.

3. Просматривайте историю посещения сайтов ребенком. Если вы обнаружите, что история подчищена, найдите повод, чтобы с ребенком поговорить.

4. Проверьте настройки веб-камеры и убедитесь, что она отключена или закрыта, если в данный момент не используется.

5. Проверьте настройки профиля ребенка в соцсетях. Открытый доступ к профилю может подвергнуть ребенка риску.

6. Не переходите по подозрительным ссылкам

7. Скачивайте программы и мобильные приложения только из официальных источников

8. Используйте комплексные антивирусные продукты и решения.

9. Избегайте заполнения сомнительных форм с персональными данными в Сети.

10. Не открывайте файлы от неизвестных отправителей.

Педагог социальный

 

свернуть

Внешний вид.

Рекомендации педагога-психолога

Внешний вид учащихся должен соответствовать статусу ученика, воспитывать у него чувство этикета, отвечать санитарно-гигиеническим требованиям.

        Комплект одежды делового стиля должен быть многофункциональным, гигиеничным, удобным и соответствовать современным направлениям моды.

        Одежда делового стиля может быть выполнена из разной структуры тканей: шерсти, хлопка, комбинированных тканей. В учебное время не допускается ношение одежды из джинсовой ткани.

        Одежда может быть выполнена в разной цветовой однотонной гамме, включая элементы из ткани в клетку, но она должна быть не пестрой и не вызывающе яркой.

        Рекомендуемые требования к девочкам (девушкам): носить рубашки, блузки, кофточки (без аппликаций, надписей, принтов спортивного характера) с коротким или длинным рукавом в зависимости от времени года. Без оголения живота и глубокого декольте. Брюки или юбки строгих фасонов (длина юбки не менее 10-15см выше колена), допускаются бриджи, при этом в одежде не должно быть слишком много декоративных деталей (цепочек, страз, аппликаций). В холодное время года рекомендуется носить пиджаки или свитера.

        Рекомендуемые требования к мальчикам (юношам): носить рубашки (короткий или длинный тукав в зависимости от времени года), жилетки, пиджаки, в холодное время года-свитера. Все элементы одежды не должны содержать элементы спортивного характера. Исключается ношение спортивной обуви (кроме уроков физкультуры) - для всех.

          На уроки физической культуры необходимо носить спортивную форму.

 В школе запрещается носить:
  • вызывающие украшения, использовать яркую косметику;
  • в здании школы любые головные уборы, темные очки;
  • платья с декольте;
  • одежду с низкопробными и сомнительными рисунками на ней.
свернуть

Дисциплина с любовью.

  Рекомендации педагога-психолога

Обсудите вместе с детьми, каковы будут ответные меры на их плохое поведение, т.е. договоритесь о последующих мерах наказания. Всегда придерживайтесь этого уговора.

             Выделите стул или тихий угол в доме для «тайм-аутов», куда ребенок будет отправляться в случае наказания. Вы не должны отсылать детей просто в их комнату, где полно всяких интересных вещей, с которыми можно поразвлечься  во время наказания.

             Постарайтесь исключить эмоции, когда призываете своего ребенка к порядку, не читайте ему нотаций и не спорьте с ним. Делайте то, что считаете нужным: «Алла, я не собираюсь спорить с тобой. Бить других людей не хорошо, я хочу, чтобы ты сейчас подумал о своем поведении. Отправляйся сейчас же в тихое кресло». Дети должны твердо знать, что любое действие имеет последствия. Если ребенок кричит или ведет себя плохо, вы должны продлить время наказания. Когда время наказания закончится, не забудьте спросить ребенка, понял ли он, почему был наказан.


          Вы можете завести дома карту со звездочками или график, где в течение определенного времени будут делаться заметки о хорошем поведении ребенка. Когда наберется достаточное количество этих заметок, ребенок может получить дополнительное поощрение, скажем, в виде прогулки или поездки куда-нибудь. 
Не забывайте подмечать, когда ваши дети хорошо ведут себя, и хвалите их за то, что они отвечают вашим ожиданиям: «Я рада, что ты…» или «Это здорово, что ты…»

          Помните: физическое наказание действенно только по отношению к наказывающему лицу. Ребёнок начинает бояться именно его, старается вести себя прилично только в присутствии этого лица, не соблюдая требований приличия в отношении остальных людей. К тому же он быстро усваивает модель поведения: «если что-то не так – бей!»

            В психологии воспитания принято считать, что самым большим наказанием для ребёнка должно быть огорчение родителей. Вот как об этом писал В.Г.Белинский: “Суровый взгляд, холодное вежливое обращение, косвенный упрёк, деликатный намёк…отказ в прогулке…– вот наказания, которые, будучи употреблены соразмерно с виной, произведут и сознание, и раскаяние, и слёзы, и исправление.”

При использовании наказания нельзя:
Ø наказывать ребенка «под горячую руку»
Ø постоянно возвращаться к проступку
Ø использовать наказание трудом
Ø постоянно повторять, что ребенок – неумеха (зануда, псих и т.п.), т.е. давать негативные установки
Ø наказывать лишением сна, еды
Ø наказывать за то, что взрослые делают сами.

свернуть