Проект «Родительский университет»
Актуальной формой организации работы с родителями в 2024/2025 учебном году в учреждениях общего среднего образования становится реализация проекта «Родительский университет».
Актуальной формой организации работы с родителями в 2024/2025 учебном году в учреждениях общего среднего образования становится реализация проекта «Родительский университет».
УТВЕРЖДАЮ Директор ГУО «Зеленоборская СШ» _____________З.В.Саук
ПОЛОЖЕНИЕ о Родительском университете ГУО «Зеленоборская СШ»
1.1. Настоящее Положение разработано на основании инструктивно-методического письма Министерства образования Республики Беларусь «Особенности организации социальной, воспитательной и идеологической работы в учреждениях общего среднего образования в 2023/2024 учебном году», определяет условия, порядок организации, направления деятельности, структуру родительского университета. 1.2. Родительский университет создан для развития взаимопонимания, сотрудничества семьи и школы. 1.3. Родительский университет осуществляет свою деятельность в соответствии с нормативными документами и методическими рекомендациями Министерства образования Республики Беларусь и настоящим Положением. 1.4. Создание родительского университета не фиксируется в Уставе школы. 1.5. Работу родительского университета организует директор, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, классные руководители, педагог-психолог, педагог социальный, привлекая ресурсы (кадровые и информационные). 1.6. Общую координацию деятельности родительского университета осуществляет заместитель директора по учебно-воспитательной работе.
2.1. Целью создания родительского университета является: создание условий способствующих психологическому просвещению родителей, ознакомлению с информацией по различным вопросам воспитания посредствам реализации республиканского проекта «Родительский университет». 2.2. Задачи: - построить систему непрерывного психолого-педагогического диалога с семьей о проблемах развития, обучения и воспитания личности ребенка; - организовать эффективное сотрудничество с родителями (законными представителями); повысить мотивацию родителей учиться ответственному родительству, содействовать развитию навыков родительского самообразования, ключевых компетенций родителей; повысить социально-педагогическую, психологическую, правовую культуру родителей; - пропагандировать позитивный образов семьи, отца, матери, родного дома, формирование чувства Родины через изучение истории своего рода, родного края, своей страны; - содействовать воспитанию истинных граждан своей страны, настоящих тружеников, ответственных членов семьи; - актуализировать чувства ответственности за выполнение родительских функций; - формировать и развивать психолого-педагогические компетенции родителей в области семейного воспитания (формировать знания о семейной психологии, детско-родительских отношениях, возрастных особенностях детей, формировать гармоничные семейные отношения, навыки конструктивного взаимодействия с детьми и др.), содействовать развитию навыков самообразования родителей; - обеспечивать целенаправленную работу по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства, снижению риска конфликтных ситуаций и кризисных состояний, возникновению затруднений в семейном воспитании, оказывать своевременную психолого-педагогическую и информационную помощь семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию. 2.3. Основные направления деятельности родительского университета - Организация психолого-педагогического просвещения родителей по различным аспектам семейного воспитания: правовое (о возможностях, правах и обязанностях в осуществлении образовательных потребностей семьи); психолого-педагогическое (о методах и формах воспитания, обучения ребенка); гражданское (о путях развития образования, школы). - Консультирование родителей по психолого-педагогическим и другим проблемам; - Научно-методическое обеспечение формирования психолого-педагогической компетентности родителей в области воспитания и развития детей с учетом социокультурных традиций; - Трансляция деятельности родительского университета на сайте учреждения; 2.4. Три ступени в реализации родительского университета Работа Родительского университета организуется с учётом закономерностей развития ребенка в разные возрастные периоды по трем ступеням: I ступень – «Мой ребенок – младший школьник» –для родителей учащихся I-IV классов учреждений общего среднего образования, II ступень – «Мой ребенок – подросток» – для родителей учащихся V-IX классов учреждений общего среднего образования, III ступень – «Мой ребенок – старшеклассник» – для родителей учащихся X-XI классов учреждений общего среднего образования. 2.5. Формы проведения занятий:
выставках и других мероприятиях).
3.1.Условия создания родительского университета: - создается на базе ГУО «Зеленоборская средняя школа»; - создается на основании приказа директора школы и настоящего Положения; - координирует деятельность родительского университета заместитель директора по учебно-воспитательной работе; - реализуется в каждом классе с законными представителями учащихся; - за реализацию родительского университета в каждом классе отвечает классный руководитель; - занятия проводятся один раз в четверть; - родительский университет может реализовываться в очной и в дистанционной форме, в случае ухудшения эпидемиологической ситуации только в дистанционной форме; - на школьном интернет – сайте создается раздел (подраздел) «Родительский университет». 3.2. Родительский университет планирует свою деятельность и определяет перспективы развития. 3.3. Деятельность родительского университета осуществляется в соответствии с данным Положением, планом работы родительского университета. 3.4. Основанием для начала и прекращения деятельности родительского университета являются методические рекомендации Министерства образования Республики Беларусь об организации социальной, воспитательной и идеологической работе, либо иной нормативный, правовой документ Министерства образования Республики Беларусь.
4.1. Структуру родительского университета определяет и утверждает директор учреждения образования. 4.2. Родительский университет может использовать в работе следующие помещения, необходимые для обеспечения его деятельности: учебные кабинеты, компьютерный класс, библиотеку, обеденный зал и др. 4.3. Классные руководители организовывают мероприятия родительского университета в рамках часов организационно-воспитательной работы.
5.1. Приказ учреждения общего среднего образования об организации работы родительского университета на базе школы; 5.2. Положение о родительском университете; 5.3. План работы на учебный год; 5.4. Методические материалы, проекты, разработки, фотоотчеты и другие материалы, создаваемые в рамках работы родительского университета (размещаются на сайте учреждения образования, хранятся в электронном варианте).
|
Родительский университет ПРОГРАММА РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА I ступень – «Мой ребенок – младший школьник» для родителей учащихся I-IV классов, II ступень – «Мой ребенок – подросток» для родителей учащихся V-IX классов, III ступень – «Мой ребенок – старшеклассник» для родителей учащихся XI класса ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Школа является важнейшим социальным институтом, с которым семья взаимодействует на протяжении всего обучения ребенка. Эффективность образования и воспитания ребенка во многом зависит от того, насколько тесна эта связь. Требования современной реальности стимулируют педагогов овладевать новейшими педагогическими технологиями для использования их в своей работе, искать эффективные формы взаимодействия с родителями. Сотрудничество семьи и школы в интересах ребенка может быть успешным только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, учитывать его индивидуальные особенности при развитии его способностей, сформировать жизненные ориентиры и ценностные приоритеты. Практика показывает, что не все родители имеют достаточный уровень знаний и умений в области воспитания и испытывают трудности в развитии и воспитании ребенка, установлении контактов с детьми. Родители не владеют в достаточной мере знаниями возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, часто осуществляют воспитание интуитивно, что, как правило, не приносит позитивных результатов. Не всегда родители понимают своего ребенка. Родители могут слушать, но не слышать ребенка, что приводит к сложностям во взаимоотношениях. В таких семьях часто нет прочных межличностных связей между родителями и детьми и, как следствие, «авторитетом» становится внешнее, зачастую негативное окружение, что приводит к «выходу» ребенка из-под влияния семьи. Педагогам, педагогам-психологам, социальным педагогам важно установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу взаимоподдержки и общности интересов. На современном этапе развития связующим звеном между школой и семьей являются специалисты социально-педагогической и психологической службы. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, участвуют в ее реализации. При этом семья должна рассматриваться как главный заказчик и союзник в воспитании детей, а объединение усилий педагогов и родителей создаст благоприятные условия для развития ребенка. Цель Родительского университета – повышение педагогической и психологической культуры родителей, формирование ответственного, позитивного родительства. Университет педагогических знаний для родителей должен способствовать установлению контактов родителей со школой, взаимодействию родителей и педагогов в воспитании, развитии и социализации ребенка. Основные задачи Родительского университета:
Целевая группа – родители (законные представители) учащихся. Направления работы Родительского университета:
- правовое: о возможностях, правах и обязанностях в осуществлении образовательных потребностей семьи; - психолого-педагогическое: о методах и формах воспитания, обучения ребенка; - гражданское: о путях развития образования, школы.
III. Содержательное:
Воспитательная деятельность Родительского университета строится: - на оценке родителями собственного жизненного опыта; - на приобретении новых познаний в опоре на собственные внутренние резервы; - на стабильном общении детей и их родителей; - на формировании атмосферы поиска новых знаний; - на самосовершенствовании родителей через осознание ими индивидуального взгляда на ребёнка; - на развитии творческих способностей членов семьи; - на умении видеть результаты развития детей; - на умении видеть трудности и искать пути их преодоления, выстраивать лестницу успеха. Формы проведения занятий:
Ожидаемые результаты работы Родительского университета: - формирование у родителей осознанного отношения к родительству; - повышение интереса родителей к самообразованию; - удовлетворение потребности семьи учащегося в образовательных услугах: в обучении, психолого-педагогической поддержке и др.; - повышение уровня педагогической культуры родителей; - активизация родителей в решении семейных проблем, сокращение числа неблагополучных семей, случаев семейного насилия, уменьшение числа подростков с девиантным поведением; - развитие взаимопонимания, сотрудничества семьи и учреждения образования; - охват родительским всеобучем большинства родителей учащихся, благодаря системе дистанционного обучения. Занятия Родительского университета предполагается проводить один раз в четверть. Консультации для родителей проводятся в соответствии с установленным графиком. Тематика занятий и консультаций с родителями построена с учётом возрастных психологических особенностей учащихся. |