Родительский университет

ПОЛОЖЕНИЕ о Родительском университете ГУО «Зеленоборская СШ»

24.11.2021
развернуть

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГУО «Зеленоборская СШ»

_____________З.В.Саук

«15» сентября 2020 года

 

ПОЛОЖЕНИЕ

о Родительском университете

ГУО «Зеленоборская СШ»

 

  1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение разработано на основании инструктивно-методического письма Министерства образования Республики Беларусь «Особенности организации социальной, воспитательной и идеологической работы в учреждениях общего среднего образования в 2020/2021 учебном году», определяет условия, порядок организации, направления деятельности, структуру родительского университета.

1.2. Родительский университет создан для развития взаимопонимания, сотрудничества семьи и школы.

1.3. Родительский университет осуществляет свою деятельность в соответствии с нормативными документами и методическими рекомендациями Министерства образования Республики Беларусь и настоящим Положением.

1.4. Создание родительского университета не фиксируется в Уставе школы.

1.5. Работу родительского университета организует директор, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, классные руководители, педагог-психолог, педагог социальный, привлекая ресурсы (кадровые и информационные).

1.6. Общую координацию деятельности родительского университета осуществляет заместитель директора по учебно-воспитательной работе.

  1. Цели, задачи и направления деятельности университета, ступени реализации и формы проведения занятий

2.1. Целью создания родительского университета является:

создание условий способствующих психологическому просвещению родителей, ознакомлению с информацией по различным вопросам воспитания посредствам реализации республиканского проекта «Родительский университет».

2.2. Задачи:

- построить систему непрерывного психолого-педагогического диалога с семьей о проблемах развития, обучения и воспитания личности ребенка;

- организовать эффективное сотрудничество с родителями (законными представителями);

повысить мотивацию родителей учиться ответственному родительству, содействовать развитию навыков родительского самообразования, ключевых компетенций родителей;

повысить социально-педагогическую, психологическую, правовую культуру родителей;

- пропагандировать позитивный образов семьи, отца, матери, родного дома,

формирование чувства Родины через изучение истории своего рода, родного края, своей страны;

- содействовать воспитанию истинных граждан своей страны, настоящих тружеников, ответственных членов семьи;

- актуализировать чувства ответственности за выполнение родительских функций;

- формировать и развивать психолого-педагогические компетенции родителей в области семейного воспитания (формировать знания о семейной психологии, детско-родительских отношениях, возрастных особенностях детей, формировать гармоничные семейные отношения, навыки конструктивного взаимодействия с детьми и др.), содействовать развитию навыков самообразования родителей;

- обеспечивать целенаправленную работу по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства, снижению риска конфликтных ситуаций и кризисных состояний, возникновению затруднений в семейном воспитании, оказывать своевременную психолого-педагогическую и информационную помощь семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию.

2.3. Основные направления деятельности родительского университета

- Организация психолого-педагогического просвещения родителей по различным аспектам семейного воспитания: правовое (о возможностях, правах и обязанностях в осуществлении образовательных потребностей семьи); психолого-педагогическое (о методах и формах воспитания, обучения ребенка); гражданское (о путях развития образования, школы).

- Консультирование родителей по психолого-педагогическим и другим проблемам;

- Научно-методическое обеспечение формирования психолого-педагогической компетентности родителей в области воспитания и развития детей с учетом социокультурных традиций;

- Трансляция деятельности родительского университета на сайте учреждения;

2.4. Три ступени в реализации родительского университета

Работа Родительского университета организуется с учётом закономерностей развития ребенка в разные возрастные периоды по трем ступеням:

I ступень – «Мой ребенок – младший школьник» –для родителей учащихся I-IV классов учреждений общего среднего образования,

II ступень – «Мой ребенок – подросток» – для родителей учащихся V-IX классов учреждений общего среднего образования,

III ступень – «Мой ребенок – старшеклассник» – для родителей учащихся X-XI классов учреждений общего среднего образования.

2.5. Формы проведения занятий:

  1. Традиционные (лекции, беседы, конференции, круглые столы, дискуссии, семинары-практикумы, мастер-классы, психологические тренинги, индивидуальные беседы и консультации, опросы родителей по различной тематике, обмен опытом работы и т.д.);
  2. Дистанционные (вебинары, форумы, on-line консультации, размещение информации по актуальным вопросам семейного воспитания на сайте школы, работа на горячей линии учреждения образования, участие в создании рекламных буклетов, листовок, оформление стендов, анкетирование родителей, привлечение родителей к участию в тематических

выставках и других мероприятиях).

  1. Условия, порядок создания и управление родительским университетом

3.1.Условия создания родительского университета:

- создается на базе ГУО «Зеленоборская средняя школа»;

- создается на основании приказа директора школы и настоящего Положения;

- координирует деятельность родительского университета заместитель директора по учебно-воспитательной работе;

- реализуется в каждом классе с законными представителями учащихся;

- за реализацию родительского университета в каждом классе отвечает классный руководитель;

- занятия проводятся один раз в четверть;

- родительский университет может реализовываться в очной и в дистанционной форме, в случае ухудшения эпидемиологической ситуации только в дистанционной форме;

- на школьном интернет – сайте создается раздел (подраздел) «Родительский

университет».

3.2. Родительский университет планирует свою деятельность и определяет

перспективы развития.

3.3. Деятельность родительского университета осуществляется в соответствии с данным Положением, планом работы родительского университета.

3.4. Основанием для начала и прекращения деятельности родительского

университета являются методические рекомендации Министерства образования Республики Беларусь об организации социальной, воспитательной и идеологической работе, либо иной нормативный, правовой документ Министерства образования

Республики Беларусь.

  1. Структура родительского университета.

4.1. Структуру родительского университета определяет и утверждает директор учреждения образования.

4.2. Родительский университет может использовать в работе следующие помещения, необходимые для обеспечения его деятельности: учебные кабинеты, компьютерный класс, библиотеку, обеденный зал и др.

4.3. Классные руководители организовывают мероприятия родительского университета в рамках часов организационно-воспитательной работы.

  1. Документация:

5.1. Приказ учреждения общего среднего образования об организации работы

родительского университета на базе школы;

5.2. Положение о родительском университете;

5.3. План работы на учебный год;

5.4. Методические материалы, проекты, разработки, фотоотчеты и другие материалы, создаваемые в рамках работы родительского университета (размещаются на сайте учреждения образования, хранятся в электронном варианте).

  1. Порядок внесения изменений и (или) дополнений в Положение
6.1. В настоящее Положение могут быть внесены необходимые изменения и (или)дополнения в
свернуть

Родительский университет ПРОГРАММА РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

24.11.2021
развернуть

Родительский университет

ПРОГРАММА РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

I ступень – «Мой ребенок – младший школьник»

для родителей учащихся I-IV классов,

II ступень – «Мой ребенок – подросток»

для родителей учащихся V-IX классов,

III ступень – «Мой ребенок – старшеклассник»

для родителей учащихся XI класса

 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Школа является важнейшим социальным институтом, с которым семья взаимодействует на протяжении всего обучения ребенка. Эффективность образования и воспитания ребенка во многом зависит от того, насколько тесна эта связь. Требования современной реальности стимулируют педагогов овладевать новейшими педагогическими технологиями для использования их в своей работе, искать эффективные формы взаимодействия с родителями. Сотрудничество семьи и школы в интересах ребенка может быть успешным только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, учитывать его индивидуальные особенности при развитии его способностей, сформировать жизненные ориентиры и ценностные приоритеты.

Практика показывает, что не все родители имеют достаточный уровень знаний и умений в области воспитания и испытывают трудности в развитии и воспитании ребенка, установлении контактов с детьми. Родители не владеют в достаточной мере знаниями возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, часто осуществляют воспитание интуитивно, что, как правило, не приносит позитивных результатов. Не всегда родители понимают своего ребенка. Родители могут слушать, но не слышать ребенка, что приводит к сложностям во взаимоотношениях. В таких семьях часто нет прочных межличностных связей между родителями и детьми и, как следствие, «авторитетом» становится внешнее, зачастую негативное окружение, что приводит к «выходу» ребенка из-под влияния семьи.

Педагогам, педагогам-психологам, социальным педагогам важно установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу взаимоподдержки и общности интересов. На современном этапе развития связующим звеном между школой и семьей являются специалисты социально-педагогической и психологической службы. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, участвуют в ее реализации. При этом семья должна рассматриваться как главный заказчик и союзник в воспитании детей, а объединение усилий педагогов и родителей создаст благоприятные условия для развития ребенка.

Цель Родительского университета – повышение педагогической и психологической культуры родителей, формирование ответственного, позитивного родительства. Университет педагогических знаний для родителей должен способствовать установлению контактов родителей со школой, взаимодействию родителей и педагогов в воспитании, развитии и социализации ребенка.

Основные задачи Родительского университета:

  • формирование ценностно-смысловых основ родительства; актуализация чувства ответственности за выполнение родительских функций;
  • формирование и развитие психолого-педагогических компетенций родителей в области семейного воспитания (формирование знаний о семейной психологии, детско-родительских отношениях, возрастных особенностях детей, формирование гармоничных семейных отношений, навыков конструктивного взаимодействия с детьми и др.), содействие развитию навыков самообразования родителей;
  • обеспечение целенаправленной работы по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства, снижение риска конфликтных ситуаций и кризисных состояний, возникновения затруднений в семейном воспитании, оказание своевременной психолого-педагогической и информационной помощи семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию;
  • организация эффективного сотрудничества и партнерства родителей обучающихся и учреждения образования и т.д.

Целевая группа – родители (законные представители) учащихся.

Направления работы Родительского университета:

  1. Организационное:
  • формирование очной и дистанционной форм обучения в Родительском университете;
  • разработка «Интернет-сайта родительского университета»;
  • создание в популярных социальных сетях («ВКонтакте», «Одноклассники», «Facebook») Интернет-ресурсов для размещения информации о деятельности Родительского университета (анонс предстоящих встреч, новости о прошедших встречах, материалы образовательного характера для родителей и т.д.).
  1. Информационно-просветительское:
  • презентация содержания программы и мероприятий Родительского университета;
  • организация психолого-педагогического просвещения родителей по различным аспектам семейного воспитания:

- правовое: о возможностях, правах и обязанностях в осуществлении образовательных потребностей семьи;

- психолого-педагогическое: о методах и формах воспитания,  обучения  ребенка;

- гражданское: о путях развития образования, школы.

  • консультирование родителей по юридическим, психолого-педагогическим и другим проблемам.

III. Содержательное:

  • научно-методическое обеспечение формирования психолого-педагогической компетентности родителей в области воспитания и развития детей с учетом социокультурных традиций, современных проблем и особенностей развития общества;
  • расширение воспитательного и творческого потенциала родителей и семьи в целом.

Воспитательная деятельность Родительского университета строится:

- на оценке родителями собственного жизненного опыта;

- на приобретении новых познаний в опоре на собственные внутренние резервы;

- на стабильном общении детей и их родителей;

- на формировании атмосферы поиска новых знаний;

- на самосовершенствовании родителей через осознание ими индивидуального взгляда на ребёнка;

- на развитии творческих способностей членов семьи;

- на умении видеть результаты развития детей;

- на умении видеть трудности и искать пути их преодоления, выстраивать лестницу успеха.

Формы проведения занятий:

  • традиционные (лекции, беседы, конференции, круглые столы, дискуссии, семинары-практикумы, психологические тренинги, индивидуальные беседы и консультации, опросы родителей по различной тематике, обмен опытом работы и т.д.);
  • дистанционные (вебинары, форумы, on-line консультации, размещение информации по актуальным вопросам семейного воспитания на сайте школы, работа на горячей линии учреждения образования, участие в создании рекламных буклетов, листовок, оформление стендов, анкетирование родителей, создание и обновление уголка педагога-психолога в каждом классе; привлечение родителей к участию в тематических выставках и других мероприятиях).

Ожидаемые результаты работы Родительского университета:

- формирование у родителей осознанного отношения к родительству;

- повышение интереса родителей к самообразованию;

- удовлетворение потребности семьи учащегося в образовательных услугах: в обучении, психолого-педагогической поддержке и др.;

- повышение уровня педагогической культуры родителей;

- активизация родителей в решении семейных проблем, сокращение числа неблагополучных семей, случаев семейного насилия, уменьшение числа подростков с девиантным поведением;

- развитие взаимопонимания, сотрудничества семьи и учреждения образования;

- охват родительским всеобучем большинства родителей учащихся, благодаря системе дистанционного обучения.

Занятия Родительского университета предполагается проводить один раз в четверть

Консультации для родителей проводятся в соответствии с установленным графиком. Тематика занятий и консультаций с родителями построена с учётом возрастных психологических особенностей учащихся.

свернуть

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА  ГУО «Зеленоборская СШ»

24.11.2021
развернуть

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

 ГУО «Зеленоборская СШ»

I ступень – «Мой ребенок – младший школьник»

(для родителей учащихся I-IV классов)

Название раздела, темы занятий, перечень изучаемых вопросов

Сроки проведе-

ния

Форма проведе-ния

Ответствен-ные

1-й класс

Тема 1. Проблема адаптации первоклассников в школе.

Родительское собрание «Ваш ребёнок – первоклассник»

Физиологическая, психологическая и социальная адаптация обучающихся к школе. Помощь ребенку в адаптации к школе

сентябрь

Круглый стол

классный руководитель

Бахур И.В.

 

Тема 2. Режим дня школьника. Соблюдение санитарно-гигиенических норм. Организация режима дня школьника.

ноябрь

лекция

классный руководитель

Бахур И.В.

 

 

Тема 3. Положительные и отрицательные эмоции в жизни школьника.

Эмоции в нашей жизни. Значение эмоционально-чувственной сферы для формирования полноценной личности.

январь

дискуссия

классный руководитель

Бахур И.В.

 

Тема 4. Значение семейных традиций в формировании и развитии ребенка.

Ценности, традиции и обычаи семьи. Значение примера родителей в воспитании ребенка.

май

Мастер-класс

классный руководитель

Бахур И.В.

 

2-й класс

Тема 1.Особенности обучения во 2 классе. Как родители могут помочь ребенку учиться. Контроль родителей за выполнением домашних заданий школьников. Типичные ошибки родителей в организации учебного труда ребенка

октябрь

Круглый стол

классный руководитель

Гордиевская Н.А.

Тема 2. Главные правила здорового образа жизни.

Здоровье школьника и его успехи в учёбе. Формирование здорового образа жизни учащихся младших классов. Основные правила здорового образа жизни: рациональное питание, двигательная активность, положительные эмоции. Роль семьи в физическом воспитании детей. Кодекс семейного здоровья

декабрь

Семинар-практикум

классный руководитель

Гордиевская Н.А. учитель физ.культуры Гойшик Л.Я.

Тема 3. Влияния семьи на эмоциональное состояние ребенка.

Семейное благополучие и семейное неблагополучие. Факторы, причины и индикаторы семейного неблагополучия. Семьи со скрытой формой неблагополучия.

Влияние внутрисемейных отношений на развитие личности и психическое здоровье ребенка

февраль

дискуссия

классный руководитель Гордиевская Н.А.

педагог социальный Белая Л.Н.

Тема 4. Трудовое воспитание детей в семье.

Воспитание в труде. Роль семьи в развитии работоспособности ученика. Как научить современного ребенка трудиться

апрель

беседа

классный руководитель

Гордиевская Н.А.

 

3-й класс

Тема 1. Взаимодействие семьи и школы в воспитании ребёнка

 

сентябрь

Деловая игра

классный руководитель

Андрух М.К.

 

Тема 2. Значение школьной отметки в жизни ребёнка.

Отметка и оценка знаний учащихся. Критерии оценки. Влияние оценки на самооценку учащихся. Рекомендации родителям по формированию у ребенка навыков самоконтроля, умения работать самостоятельно, воспитания интереса к знаниям.

декабрь

Круглый стол

классный руководитель

Андрух М.К.

Тема 3. Здоровая семья – здоровый ребенок.

Формирование умений и навыков здорового образа жизни. Спорт в жизни родителей и детей. Основные правила здорового образа жизни.

март

Практикум

Зав.ФАПа

Румачик А.Ю.

классный руководитель

Андрух М.К.

 

Тема 4. Особенности семейного общения

Культура семейного общения. Влияние общения родителей с детьми на их полноценное развитие.

май

Клубный час

классный руководитель

Андрух М.К.

 

4-й класс

Тема 1. Агрессивное поведение. Как помочь ребёнку.

 

октябрь

круглый стол

классный руководитель

Конфендрат С.И.

педагог социальный

Белая Л.Н.

Тема 2. Дети не для насилия.

Влияние внутрисемейных отношений на эмоциональное состояние ребёнка. Насилие и безопасность наших детей. Виды насилия.

 

декабрь

лекция

классный руководитель

Конфендрат С.И.

педагог социальный

Белая Л.Н.

Тема 3. Роль общения в жизни человека. Слушаем и слышим наших детей.

Сущность семейного общения. Семья как система межличностных взаимодействий.

 

март

заседание семейной гостиной

классный руководитель Конфендрат С.И.

 

Тема 4. Компетентные родители – счастливые дети

 

май

Родительский вечер

классный руководитель Конфендрат С.И.

 

II ступень – «Мой ребёнок – подросток»

(для родителей учащихся V-IX классов)

 

5-й класс

Тема 1. Трудности адаптации пятиклассников к школе

Формирование нового учебного коллектива 5 класса. Адаптация ребенка в новой среде. Трудности адаптации пятиклассников к школе

октябрь

Круглый стол

классный руководитель

Лунь Н.В.

Тема 2. Как помочь ребёнку в налаживании отношений со сверстниками

Роль общения в жизни. Детский коллектив и его значение в развитии личности школьника. Потребности ребенка в признании и самореализации. Проблемы лидерства.

декабрь

семинар-практикум

классный руководитель

 Лунь Н.В.

педагог социальный

Белая Л.Н.

Тема 3. Ваш ребенок вырос.

Особенности младшего подросткового возраста. Физическое, психическое и социальное развитие младших подростков. Общение подростков со сверстниками и взрослыми. Трудности и риски младшего подросткового возраста.

март

лекция

педагог социальный Белая Л.Н.,

классный руководитель

Лунь Н.В.

Тема 4. Меры наказания и поощрения в современной семье.

Вопросы дисциплины в семье с младшими подростками. Почему не работают привычные методы воспитания. Как стать подростку другом без потери родительского авторитета.

май

дискуссия

классный руководитель

Лунь Н.В.

педагог социальный Белая Л.Н.

 

6-й класс

Тема 1. Психологические и возрастные особенности подростка

октябрь

лекция

классный руководитель Молош М.В.

Тема 2. Профилактика проблемного поведения подростков.

Отклоняющееся поведение подростков. Причины зависимого поведения. Профилактика зависимостей в подростковой среде. Роль родителей в предупреждении отклоняющегося поведения подростков.

декабрь

семинар-практикум

классный руководитель Молош М.В.

Тема 3. Безопасность подростков в сети Интернет.

Виртуальная реальность: возможности и опасности. Основные правила медиабезопасности для родителей и подростков.

февраль

Круглый стол

педагог-психолог, классный руководитель Молош М.В.

Тема 4. Организация летнего отдыха подростков.

Правила безопасного поведения летом. Опасности свободного времяпровождения подростков. Рекомендации родителям по обеспечению безопасности детей в летний период

май

дискуссия

классный руководитель Молош М.В.

7-й класс

Тема 1. Нравственное воспитание детей в семье Психологический климат в семье.

октябрь

Семинар-практикум

классный руководитель

Симончик В.А.

Тема 2.  Как повысить учебную мотивацию подростков.

Отношение подростков к обучению. Потеря интереса к учебе у подростков – что делать и как избежать. Причины снижения учебной мотивации в подростковом возрасте. Как заинтересовать подростка обучением? Мотивация на успех.

декабрь

круглый стол

классный руководитель

Симончик В.А.

Тема 3. Профилактика правонарушений подростков.

Противоправное поведение несовершеннолетних. Факторы и причины правонарушений. Подростки «группы риска»

март

лекция

педагог социальный Белая Л.Н., классный руководитель

 Симончик В.А.

Тема 4. Организация летнего отдыха подростков и их занятость во время летних каникул.

май

беседа

классный руководитель

 Симончик В.А.

8-й класс

Тема 1. Жизненные цели подростков

Цели подросткового периода. Постановка целей и их достижение.

октябрь

Вечер вопросов и ответов

классный руководитель  Попко Н.П.

 

Тема 2. Как уберечь подростка от насилия.

Насилие и безопасность наших детей. Виды насилия. Анализ проблемных ситуаций. Профилактика основных рисков.

декабрь

Круглый стол

педагог социальный Белая Л.Н., классный руководитель

Попко Н.П.

Тема 3. Осторожно: суицид.

Суицид среди несовершеннолетних. Виды и причины. Мотивы суицидального поведения у подростков. Индикаторы суицидального риска.

Профилактика суицидального поведения

март

Лекция

классный руководитель

 Попко Н.П.

Тема 4. Культура поведения в конфликтных ситуациях.

Стратегии поведения в конфликте, способы преодоления и профилактика детско-родительских конфликтов.

Школьные конфликты. Культура поведения взрослых и детей при возникновении школьных конфликтов

май

Семинар-практикум

социальный педагог Белая Л.Н.,

классный руководитель

Попко Н.П.

9-й класс

Тема 1. Портрет современного подростка.

Индивидуальные особенности подростка и характерные возрастные черты. Ключевые переживания возраста. Родительский авторитет. Как его приобрести и как не потерять. Правила взаимодействия с подростком

октябрь

Лекция

классный руководитель

 Голуб Н.М.

Тема 2. Формирование здорового образа жизни: вредные привычки и как им противостоять.

Подростковый возраст как фактор риска для возникновения вредных привычек и зависимостей. Формирование у подростков потребности в здоровом образе жизни, ответственности за своё здоровье. Профилактика вредных привычек

декабрь

Круглый стол

классный руководитель

Голуб Н.М.

Тема 3. Как помочь подростку выбрать профессию?

Профессиональные намерения и возможности учащихся. Влияние семьи на выбор профессии подростком. Как родители могут поддержать ребенка при выборе профессии? Знакомство родителей обучающихся с результатами диагностики склонностей, способностей и профессиональных интересов подростков.

февраль

Беседа

классный руководитель

Голуб Н.М.

педагог социальный Белая Л.Н.

Тема 4. Как помочь ребёнку в период подготовки к экзаменам?

Профилактика экзаменационного стресса. Сотрудничество родителей и педагогов в период подготовки старшеклассников к экзаменам. Помощь в подготовке к экзаменам: правила для родителей выпускников. Режим учебного труда и отдыха в экзаменационный период

май

Семинар-практикум

классный руководитель

Голуб Н.М.

.

 

свернуть