Родительский университет

Родительский университет

ПРОГРАММА РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

I ступень – «Мой ребенок – младший школьник»

для родителей учащихся I-IV классов,

II ступень – «Мой ребенок – подросток»

для родителей учащихся V-IX классов,

III ступень – «Мой ребенок – старшеклассник»

для родителей учащихся XI класса

 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Школа является важнейшим социальным институтом, с которым семья взаимодействует на протяжении всего обучения ребенка. Эффективность образования и воспитания ребенка во многом зависит от того, насколько тесна эта связь. Требования современной реальности стимулируют педагогов овладевать новейшими педагогическими технологиями для использования их в своей работе, искать эффективные формы взаимодействия с родителями. Сотрудничество семьи и школы в интересах ребенка может быть успешным только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, учитывать его индивидуальные особенности при развитии его способностей, сформировать жизненные ориентиры и ценностные приоритеты.

Практика показывает, что не все родители имеют достаточный уровень знаний и умений в области воспитания и испытывают трудности в развитии и воспитании ребенка, установлении контактов с детьми. Родители не владеют в достаточной мере знаниями возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, часто осуществляют воспитание интуитивно, что, как правило, не приносит позитивных результатов. Не всегда родители понимают своего ребенка. Родители могут слушать, но не слышать ребенка, что приводит к сложностям во взаимоотношениях. В таких семьях часто нет прочных межличностных связей между родителями и детьми и, как следствие, «авторитетом» становится внешнее, зачастую негативное окружение, что приводит к «выходу» ребенка из-под влияния семьи.

Педагогам, педагогам-психологам, социальным педагогам важно установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу взаимоподдержки и общности интересов. На современном этапе развития связующим звеном между школой и семьей являются специалисты социально-педагогической и психологической службы. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, участвуют в ее реализации. При этом семья должна рассматриваться как главный заказчик и союзник в воспитании детей, а объединение усилий педагогов и родителей создаст благоприятные условия для развития ребенка.

Цель Родительского университета – повышение педагогической и психологической культуры родителей, формирование ответственного, позитивного родительства. Университет педагогических знаний для родителей должен способствовать установлению контактов родителей со школой, взаимодействию родителей и педагогов в воспитании, развитии и социализации ребенка.

Основные задачи Родительского университета:

  • формирование ценностно-смысловых основ родительства; актуализация чувства ответственности за выполнение родительских функций;
  • формирование и развитие психолого-педагогических компетенций родителей в области семейного воспитания (формирование знаний о семейной психологии, детско-родительских отношениях, возрастных особенностях детей, формирование гармоничных семейных отношений, навыков конструктивного взаимодействия с детьми и др.), содействие развитию навыков самообразования родителей;
  • обеспечение целенаправленной работы по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства, снижение риска конфликтных ситуаций и кризисных состояний, возникновения затруднений в семейном воспитании, оказание своевременной психолого-педагогической и информационной помощи семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию;
  • организация эффективного сотрудничества и партнерства родителей обучающихся и учреждения образования и т.д.

Целевая группа – родители (законные представители) учащихся.

Направления работы Родительского университета:

  1. Организационное:
  • формирование очной и дистанционной форм обучения в Родительском университете;
  • разработка «Интернет-сайта родительского университета»;
  • создание в популярных социальных сетях («ВКонтакте», «Одноклассники», «Facebook») Интернет-ресурсов для размещения информации о деятельности Родительского университета (анонс предстоящих встреч, новости о прошедших встречах, материалы образовательного характера для родителей и т.д.).
  1. Информационно-просветительское:
  • презентация содержания программы и мероприятий Родительского университета;
  • организация психолого-педагогического просвещения родителей по различным аспектам семейного воспитания:

- правовое: о возможностях, правах и обязанностях в осуществлении образовательных потребностей семьи;

- психолого-педагогическое: о методах и формах воспитания,  обучения  ребенка;

- гражданское: о путях развития образования, школы.

  • консультирование родителей по юридическим, психолого-педагогическим и другим проблемам.

III. Содержательное:

  • научно-методическое обеспечение формирования психолого-педагогической компетентности родителей в области воспитания и развития детей с учетом социокультурных традиций, современных проблем и особенностей развития общества;
  • расширение воспитательного и творческого потенциала родителей и семьи в целом.

Воспитательная деятельность Родительского университета строится:

- на оценке родителями собственного жизненного опыта;

- на приобретении новых познаний в опоре на собственные внутренние резервы;

- на стабильном общении детей и их родителей;

- на формировании атмосферы поиска новых знаний;

- на самосовершенствовании родителей через осознание ими индивидуального взгляда на ребёнка;

- на развитии творческих способностей членов семьи;

- на умении видеть результаты развития детей;

- на умении видеть трудности и искать пути их преодоления, выстраивать лестницу успеха.

Формы проведения занятий:

  • традиционные (лекции, беседы, конференции, круглые столы, дискуссии, семинары-практикумы, психологические тренинги, индивидуальные беседы и консультации, опросы родителей по различной тематике, обмен опытом работы и т.д.);
  • дистанционные (вебинары, форумы, on-line консультации, размещение информации по актуальным вопросам семейного воспитания на сайте школы, работа на горячей линии учреждения образования, участие в создании рекламных буклетов, листовок, оформление стендов, анкетирование родителей, создание и обновление уголка педагога-психолога в каждом классе; привлечение родителей к участию в тематических выставках и других мероприятиях).

Ожидаемые результаты работы Родительского университета:

- формирование у родителей осознанного отношения к родительству;

- повышение интереса родителей к самообразованию;

- удовлетворение потребности семьи учащегося в образовательных услугах: в обучении, психолого-педагогической поддержке и др.;

- повышение уровня педагогической культуры родителей;

- активизация родителей в решении семейных проблем, сокращение числа неблагополучных семей, случаев семейного насилия, уменьшение числа подростков с девиантным поведением;

- развитие взаимопонимания, сотрудничества семьи и учреждения образования;

- охват родительским всеобучем большинства родителей учащихся, благодаря системе дистанционного обучения.

Занятия Родительского университета предполагается проводить один раз в четверть

Консультации для родителей проводятся в соответствии с установленным графиком. Тематика занятий и консультаций с родителями построена с учётом возрастных психологических особенностей учащихся.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

 ГУО «Зеленоборская СШ»

I ступень – «Мой ребенок – младший школьник»

(для родителей учащихся I-IV классов)

Название раздела, темы занятий, перечень изучаемых вопросов

Сроки проведе-

ния

Форма проведе-ния

Ответствен-ные

1-й класс

Тема 1. Проблема адаптации первоклассников в школе.

Физиологическая, психологическая и социальная адаптация обучающихся к школе. Помощь ребенку в адаптации к школе

октябрь

беседа

классный руководитель Гордиевская Н.А., педагог-психолог

 

Тема 2. Режим дня школьника. Соблюдение санитарно-гигиенических норм. Организация режима дня школьника.

декабрь

лекция

классный руководитель Гордиевская Н.А.

 

Тема 3. Положительные и отрицательные эмоции в жизни школьника.

Эмоции в нашей жизни. Значение эмоционально-чувственной сферы для формирования полноценной личности.

январь

круглый стол

классный руководитель

Гордиевская Н.А.

педагог-психолог

 

Тема 4. Значение семейных традиций в формировании и развитии ребенка.

Ценности, традиции и обычаи семьи. Значение примера родителей в воспитании ребенка.

май

круглый стол

классный руководитель

Гордиевская Н.А.

 

2-й класс

Тема 1. Домашнее задание. Как научить ребёнка стать самостоятельным? Контроль родителей за выполнением домашних заданий школьников. Типичные ошибки родителей в организации учебного труда ребенка

сентябрь

беседа

классный руководитель

Тема 2. Как помочь ребёнку стать внимательным Главные правила здорового образа жизни.

Здоровье школьника и его успехи в учёбе. Формирование здорового образа жизни учащихся младших классов. Основные правила здорового образа жизни: рациональное питание, двигательная активность, положительные эмоции. Роль семьи в физическом воспитании детей. Кодекс семейного здоровья

ноябрь

круглый стол

классный руководитель, педагог психолог

Тема 3. Могут ли родители помочь ребёнку стать грамотным?

 

февраль

дискуссия

классный руководитель Андрух М.К.

Тема 4. Главные правила здорового образа жизни. Основные правила здорового образа жизни: рациональное питание, двигательная активность, положительные эмоции. Роль семьи в физическом воспитании детей.

май

круглый стол

классный руководитель

учитель физ.культуры Гойшик Л.Я.

3-й класс

Тема 1. Значение школьной отметки в жизни ребёнка.

Отметка и оценка знаний учащихся. Критерии оценки. Влияние оценки на самооценку учащихся. Рекомендации родителям по формированию у ребенка навыков самоконтроля, умения работать самостоятельно, воспитания интереса к знаниям

сентябрь

семинар-практикум

классный руководитель

Конфендрат С.И.

педагог-психолог

Тема 2. Психологические третьеклассников.

Специфика развития восприятия, внимания, памяти, мышления у младших школьников.

декабрь

лекция

педагог-психолог

классный руководитель

Конфендрат С.И.

Тема 3. Спорт в жизни детей и родителей.

Формирование умений и навыков здорового образа жизни. Спорт в жизни родителей и детей. Основные правила здорового образа жизни

март

практикум

Зав.ФАПа

Домнич Т.А.

классный руководитель

Конфендрат С.И.

 

Тема 4. Особенности семейного общения

Сущность семейного общения. Культура семейного общения. Влияние общения родителей с детьми на их полноценное развитие.

апрель

 

классный руководитель

Конфендрат С.И.

педагог социальный Белая Л.Н.

4-й класс

Тема 1. Почему дети обманывают

 

октябрь

дискуссия

педагог-психолог,

классный руководитель

Бахур И.В.

Тема 2. Дети не для насилия.

Насилие и безопасность наших детей. Виды насилия.

 

декабрь

круглый стол

классный руководитель Бахур И.В., педагог социальный

Белая Л.Н.

Тема 3. Компетентные родители – счастливые дети

 

февраль

заседание семейной гостиной

классный руководитель

Тема 4. Книги в жизни школьника. Отношение ребенка к учебной и художественной литературе. Как сохранить любовь к книге при информационной перегрузке в современном мире

апрель

круглый стол

классный руководитель

Бахур И.В.

II ступень – «Мой ребёнок – подросток»

(для родителей учащихся V-IX классов)

 

5-й класс

Тема 1. Трудности адаптации пятиклассников к школе

Формирование нового учебного коллектива 5 класса. Адаптация ребенка в новой среде. Трудности адаптации пятиклассников к школе

октябрь

круглый стол

классный руководитель Молош М.В., педагог-психолог

Тема 2. Как помочь ребёнку в налаживании отношений со сверстниками

Детский коллектив и его значение в развитии личности школьника. Потребности ребенка в признании и самореализации. Проблемы лидерства.

ноябрь

семинар-практикум

классный руководитель Молош М.В., педагог-психолог, педагог социальный

Белая Л.Н.

Тема 3. Особенности младшего подросткового возраста.

 Физическое, психическое и социальное развитие младших подростков. Общение подростков со сверстниками и взрослыми. Трудности и риски младшего подросткового возраста

февраль

лекция

педагог-психолог, педагог социальный Белая Л.Н., Зав.ФАПа

Домнич Т.А., классный руководитель Молош М.В.

Тема 4. Вопросы дисциплины в семье с младшими подростками.

Почему не работают привычные методы воспитания. Как стать подростку другом без потери родительского авторитета

май

дискуссия

классный руководитель Молош М.В.,

педагог социальный Белая Л.Н.,

6-й класс

Тема 1. Семья как персональная микросреда жизни и развития ребенка. Нравственные и культурные ценности семьи.

Проблемы нравственного воспитания детей в семье. Нравственные традиции и обычаи. Ценности семьи как основа воспитания ребенка

сентябрь

лекция

педагог-психолог, педагог социальный Белая Л.Н., классный руководитель Симончик В.А.

Тема 2. Профилактика проблемного поведения подростков.

Отклоняющееся поведение подростков. Причины зависимого поведения. Профилактика зависимостей в подростковой среде. Роль родителей в предупреждении отклоняющегося поведения подростков.

декабрь

семинар-практикум

педагог-психолог, классный руководитель Симончик В.А.

Тема 3. Безопасность подростков в сети Интернет.

Виртуальная реальность: возможности и опасности. Основные правила медиабезопасности для родителей и подростков.

февраль

круглый стол

педагог-психолог, классный руководитель Симончик В.А.

Тема 4. Организация летнего отдыха подростков.

Правила безопасного поведения летом. Опасности свободного времяпровождения подростков. Рекомендации родителям по обеспечению безопасности детей в летний период

май

беседа

классный руководитель Симончик В.А.

7-й класс

Тема 1. Характер моего ребёнка.

Психологический климат в семье.

октябрь

беседа

классный руководитель

Попко Н.П.

Тема 2. Профилактика правонарушений подростков.

Противоправное поведение несовершеннолетних. Факторы и причины правонарушений. Подростки «группы риска»

декабрь

круглый стол

педагог социальный Белая Л.Н., инспектор по делам несовершен-нолетних, классный руководитель

 Попко Н.П.

Тема 3. Этот трудный переходный возраст

Жизнь семьи с ребенком-подростком: борьба принципов или поиски компромиссов.

Родительский авторитет. Как его приобрести и как не потерять. Правила взаимодействия с подростком

февраль

форум

педагог социальный Белая Л.Н., педагог-психолог,

классный руководитель

Попко Н.П.

Тема 4. Как повысить учебную мотивацию подростков.

Отношение подростков к обучению. Потеря интереса к учебе у подростков – что делать и как избежать. Причины снижения учебной мотивации в подростковом возрасте. Как заинтересовать подростка обучением? Мотивация на успех

апрель

семинар-практикум

классный руководитель

Попко Н.П.,

педагог-психолог

8-й класс

Тема 1. Роль семьи в развитии моральных качеств подростка.

Цели подросткового периода. Постановка целей и их достижение.

октябрь

дискуссия

классный руководитель  Голуб Н.М., педагог социальный Белая Л.Н.

Тема 2. Как уберечь подростка от насилия.

Насилие и безопасность наших детей. Виды насилия. Анализ проблемных ситуаций. Профилактика основных рисков.

декабрь

психологический тренинг

педагог-психолог, 

педагог социальный Белая Л.Н., классный руководитель

 Голуб Н.М.

Тема 3. Осторожно: суицид.

Суицид среди несовершеннолетних. Виды и причины. Мотивы суицидального поведения у подростков. Индикаторы суицидального риска.

Профилактика суицидального поведения

март

лекция

педагог-психолог, педагог социальный Белая Л.Н.,

классный руководитель

 Голуб Н.М.

Тема 4. Культура поведения в конфликтных ситуациях.

Стратегии поведения в конфликте, способы преодоления и профилактика детско-родительских конфликтов.

Школьные конфликты. Культура поведения взрослых и детей при возникновении школьных конфликтов

май

семинар-практикум

педагог-психолог, социальный педагог Белая Л.Н.,

классный руководитель

Голуб Н.М.

9-й класс

Тема 1. Трудности переходного возраста

Индивидуальные особенности подростка и характерные возрастные черты. Ключевые переживания возраста. Родительский авторитет. Как его приобрести и как не потерять. Правила взаимодействия с подростком

октябрь

семинар-практикум

педагог-психолог, классный руководитель Волощик А.И.

Тема 2. Ответственное родительство – залог благополучия семьи

подростка

декабрь

дискуссия

классный руководитель Волощик А.И.

Тема 3. Как помочь подростку выбрать профессию?

Профессиональные намерения и возможности учащихся. Влияние семьи на выбор профессии подростком. Как родители могут поддержать ребенка при выборе профессии? Знакомство родителей обучающихся с результатами диагностики склонностей, способностей и профессиональных интересов подростков

февраль

беседа

педагог-психолог, классный руководитель Волощик А.И.,

педагог социальный Белая Л.Н.

Тема 4. Формирование здорового образа жизни: вредные привычки и как им противостоять.

Подростковый возраст как фактор риска для возникновения вредных привычек и зависимостей. Формирование у подростков потребности в здоровом образе жизни, ответственности за своё здоровье. Профилактика вредных привычек

май

лекция

классный руководитель Волощик А.И,

педагог социальный Белая Л.Н.

III ступень – «Мой ребёнок – старшеклассник»

(для родителей учащихся XI класса)

 

11-й класс

Тема 1. Как помочь старшекласснику в профессиональном самоопределении?

Определение профессиональных склонностей и способностей старшеклассников. Факторы, влияющие на выбор профессии. Роль родителей в процессе выбора профессии и самоопределении старшеклассника. Приоритеты старшеклассников в выборе профессии. Профессиональные династии.

Помощь старшеклассникам в выборе будущей профессии

октябрь

семинар-практикум

педагог-психолог, классный руководитель

Лунь Н.В.

Тема 2. Как уберечь ребенка от зависимостей?

Зависимое поведение, его причины, факторы риска. Формирование зависимости.

Интернет-зависимость. Пути профилактики и преодоления: памятка для родителей

декабрь

практикум

педагог-психолог, педагог социальный Белая Л.Н.,

классный руководитель

Лунь Н.В.

Тема 3. Подготовка старшеклассников к будущей семейной жизни.

Воспитание старшеклассника как будущего семьянина.. Формирование ценностного отношения к родительству, рождению и воспитанию детей.

 

март

круглый стол

педагог социальный Белая Л.Н.,

классный руководитель

Лунь Н.В.

Тема 4. Как помочь ребёнку в период подготовки к экзаменам?

Профилактика экзаменационного стресса. Сотрудничество родителей и педагогов в период подготовки старшеклассников к экзаменам. Помощь в подготовке к экзаменам: правила для родителей выпускников. Режим учебного труда и отдыха в экзаменационный период

май

лекция

классный руководитель Лунь Н.В.,

педагог-психолог,