Библиотекарь- родителям

Книга -информационный материал для родителей

Знакомство с книгой должно начинаться с чтения вслух. До того как прочитать первое слово, ребенок должен услышать чтение матери, отца, почувствовать красоту художественных образов. Ребенок не увидит красоты окружающего мира, если он не почувствовал красоты слова, прочитанного в книге. И в дальнейшем, как бы ни был грамотен ребенок, чтение вслух должно быть одним из самых частых мероприятий семьи. Чрезвычайно желательно, чтобы такое чтение сделалось привычным и постоянным праздником среди рабочих будней. При этом если сначала чтецами выступают родители, то в дальнейшем это могут делать дети. Но как в начале, так и потом очень полезно, чтобы такое чтение происходило не специально для слушателя – ребенка, а в кругу семьи, с расчетом на то, что оно вызовет и обмен мнениями. Только при помощи такого коллективного чтения можно направить читательские вкусы ребенка и выработать в нем привычку критически относиться к прочитанному.

Независимо от чтения вслух необходимо постепенно прививать ребенку и желание самому посидеть за книжкой. Самостоятельное чтение ребенка направляется преимущественно школой, особенно в старшем возрасте, но и родители могут принести много пользы, если не оставят это чтение без особого внимания… Это внимание должно выражаться в следующем:

а) должен контролироваться подбор литературы, так как наши дети держат порой в руках книги, неизвестно откуда пришедшие;

б) родители должны знать, как ребенок читает книгу; в особенности нужно бояться бессмысленного проглатывания страницы за страницей, безвольного следования только за внешней интересностью книги, за тем, что называется фабулой;

в) наконец, необходимо приучить ребенка к бережному отношению к книге.

Путь к сердцу и сознанию ребенка идет с двух сторон, с первого взгляда как будто бы противоположных: от книги, от прочитанного слова – к устной речи и от живого, уже вошедшего в духовный мир ребенка слова – к книге, чтению, написанию. Эмоционально-эстетическая подготовка к чтению и письму – важнейшее условие того, чтобы ребенок научился читать и писать – и научился не для получения отметок, а потому, что чтение и письмо необходимы в духовной жизни. Неумение читать и писать лишает его многих радостей.

С книги начинается самовоспитание, индивидуальная духовная жизнь. Чтобы подготовить человека духовно к самостоятельной жизни, надо ввести его в мир книг. Книга может быть другом, наставником и мудрым учителем. Дети должны стремиться к уединению с книгой, к раздумьям и размышлениям. Уединение – не одиночество. Это начало самовоспитания мыслей, чувств, убеждений, взглядов. Оно возможно только при условии, когда книга входит в жизнь маленького человека как духовная потребность. Если сдетства у ребенка не воспитана любовь к книге, если чтение не стало духовной потребностью на всю жизнь, – в годы отрочества душа подростка будет пустой, насвет божий выползает как будто неизвестно откуда взявшееся плохое. Читайте и рассказывайте детям сказки! Родители, рассказывая детям сказки, создают в семье атмосферу тепла и уюта. А это очень важно для нормального развития ребенка. Сказка говорит с ребенком на доступном ему эмоциональном уровне. Именно поэтому персонажи могут для него служить примером. Сказки не только занимательны, они еще и воспитывают, и даже лечат. Детям необходимо почаще рассказывать сказки, для того чтобы они выросли здоровыми и уравновешенными людьми. Это поможет им избежать страхов и стрессов, обрести себя как личность, научит их преодолевать трудности и не падать духом в самых сложных ситуациях. Наблюдая за судьбами главных героев, проживая сказочные ситуации, воспринимая язык сказочных образов, ребенок складывает, как мозаику, собственную картину мира. На ее основании он будет воспринимать различные ситуации и действовать определенными бразом. Часто дети просят своих родителей читать им одну и ту же сказку. Вероятно, эта сказка наиболее соответствует мировосприятию ребенка в данный момент и помогает ему понять важные для себя вещи, «прожить» различные модели поведения. Рассказывая детям сказки, увлекательные и поучительные, истории и басни, родители одновременно дарят и свою любовь, а родительская любовь рождает в детском характере уверенность в себе.

Лучшие, созданные на протяжении веков книги называются классическими. Это золотой фонд культуры. Классические книги отличаются тем, что их можно перечитывать всю жизнь. Классические книги наполняют наш духовный мир, и, только читая их, мы начинаем приближаться к тому, чтобы называться «культурным человеком». Тому, кто совсем не любит читать, не пристрастился  к чтению, просто не повезло: не встретилась ему первая книжка. Не нашел он заветного ключа в книжное царство… Это большое несчастье. Человек, который живет в нашем читающем мире и не любит читать, чувствует себя ущемленным, отставшим, хуже других, даже если это самый прекрасный человек. Кто поставит себе цель: читать каждый день, час, хоть полчаса, – тот обязательно полюбит чтение. Результат будет виден недели через три. Учите детей, читая, выписывать понравившиеся выражения, читать с карандашом в руках.

Как стать родителем читающего ребенка

Сегодня мы привыкли слышать от родителей, что их дети предпочитают компьютерные игры или читать книги в Интернете, нежели традиционные бумажные книги. В нынешнее время для развития детей больше возможностей. Если нужную книгу не нашел в библиотеке, то его можно найти в Интернете. Конечно же, электронную книгу не сравнить с традиционной. 

Как же привлечь ребенка к чтению книг? 

Как говорил С.Я. Маршак «Основная задача взрослых - открыть в ребенке талант читателя». Чтобы ребенок полюбил чтение, нужно подавать ему пример, читая при нем книги, газеты, журналы. Родители очень расстраиваются и огорчаются, когда их ребенок не любит книги и не хочет читать, но при этом они даже не догадываются, что причина этого всего кроется в них самих.

Читать с ребенком нужно каждый день. Пусть это в вашей семье будет доброй традицией. И что не маловажно, чтение вслух оставляет воспоминания на всю жизнь. Можно читать друг другу по очереди, по ролям….. Вариантов очень много. А если ребенку читать перед сном, то он будет в восторге, и приятнее ему будет засыпать. 
И, конечно же, не забывайте выбрать ту книжку, которая будет интересна ребенку, а не вам. Можно выбрать книгу, описывающею ситуацию, в которой он был. Например, после прогулки по лесу или по аллее книга про природу будет воспринята на «ура». 
Окружайте ребенка книгами. Если ребенок живет в окружении книг, они становятся обязательной частью его жизни. Подпишите ребенка на детский журнал – он должен привыкнуть, что ежемесячно будет получать замечательный подарок, поскольку чтение доставляет удовольствие. Сделайте ребенку свой книжный уголок. Пусть у него дома будет своя маленькая библиотека. 

Читайте медленно с интонацией. Не спешите, добавьте драматичности и выражения вашему голосу. Ребенку интереснее будет слушать вас. В конце задавайте вопросы о прочитанном. Делайте паузы в чтении, чтобы ребенок мог спросить о непонятных местах и обдумать прочитанное. 

Дети любят перечитывать любимые истории, потому что знают, что произойдет с любимыми героями дальше. Или же можно купить аудио запись произведений. Бывают моменты, что ребенок не хочет читать. Не заставляйте, не принуждайте его! Ведь чтение должно быть удовольствием, а не обязанностью! Пройдет время ребенок сам попросит вас прочитать ту или иную книгу. Показывайте ему свою заинтересованность в его чтении. Обязательно слушайте, как ребенок читает сам. Пусть он чувствует интерес старших. Если ребенок заинтересовался каким-либо жанром (приключением, фантастикой и т.п.), темой (о животных, о природе и т.п.), то предложите ему интересующую литературу.

В. Белинский в своих обращениях к родителям советовал, как можно раньше начинать знакомить детей с произведениями классиков, чтобы с самых ранних лет жизни ребенка его развитие и формирование проходило под благотворным влиянием высокого классического слова: «Не заботьтесь о том, что дети мало тут поймут, но именно и старайтесь, чтобы они как можно меньше понимали, но больше чувствовали. Пусть ухо их приучается к гармонии русского слова, сердца преисполняются чувством изящного: пусть поэзия действует на них, как музыка прямо через сердце, мимо головы, для которой еще настанет свое время, свой черед».

Давайте подружим наших детей с книгой, научим наслаждаться чтением, ведь чтение способствует успешному освоению грамотного письма, обогащает словарный запас, развивает память и воображение, ребенок учится сопереживать, развивается эмоционально. Так же общение с книгой выступает мощным источником развития интеллекта, и успешность ребенка в учебе находится в прямой зависимости от его начитанности. А семейное чтение способствует укреплению семейных связей, повышает у ребенка авторитет родителей, позволяет взрослому участвовать в жизни ребенка, познать мир его интересов.

Для любого ребенка чтение – это, прежде всего общение с родителями. Лишив его совместного чтения, вы лишаете его едва ли не самых счастливых мгновений.
Вот некоторые советы от специалистов:

Каждому возрасту своя литература! Даже разница в два года – это целая пропасть в развитии. Советуют каждый год приобретать или брать в библиотеке хрестоматию для соответствующего возраста;
Предлагайте ребенку книги разных авторов и жанров. Это будет формировать задатки литературного вкуса;
Формируйте привычку. Читайте каждый день! Читайте просто так, чтение ради чтения. Очень плохо, когда активное знакомство с литературой начинается с обязаловки в школе. 
Введите новую традицию – День любимой книги. Выберите день, когда вы будете перечитывать ребенку его любимую книгу. Это приучит возвращаться к прочитанному, смотреть по-новому на знакомое произведение;
Учите чтению с предложением. Читайте больше книги, разбитые на главы, в день по главе;
Не заставляйте ребенка читать самостоятельно, даже если он уже умеет складывать буквы в слоги. Помните, первую книгу для самостоятельного прочтения ребенок должен взять сам. Принуждение убивает читательский интерес.
Лучший подарок – игрушка, а не книга! Говорят книга – хороший подарок, только не для школьника. Хороша она только для того, кто любит читать. Книгу нужно дарить, но не на праздники. Дарите просто так.
Семейная книга – это здорово! Но лучше запишитесь с ребенком в библиотеку! Там атмосфера особенная. К тому же проводятся праздники и занятия. У ребенка начнется формироваться читательская культура.
Читайте сами! Ваш пример – лучший! Это самый лучший способ привить чаду любовь к книге.
Не такие уж и трудные пункты. Главное – захотеть! Приучить ребенка к чтению – это наша с вами задача, и нужно начинать со своего чада. 

Если у ребенка слезы и капризы
Не берите, мамы, в помощь телевизор.
Малыш не разберется, что там на экране,
И добрей, и лучше от него не станет.
И не упустите в этой жизни мига:
Покажите детям, что такое книга!
поделиться в: