Советы специалистов

   

 

 

 

Подготовка к ЦТ

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ САМОПОМОЩЬ

Любое испытание – ситуация экстремальная, которая сопровождается напряженным, конфликтным и тревожным состоянием человека. Поэтому ваше знакомство с информацией в области психологии стресса и психотехническими способами снятия внутреннего напряжения может дать вам инструмент самопомощи при подготовке и сдаче ЦТ.

Все люди без исключения могут регулировать свое поведение в стрессовой ситуации. Значит, и вы сможете справиться со своим волнением и напряжением в процессе подготовки к ЦТ, умело используя свой инструмент самопомощи. Необходимо четко осознать, что очень многое зависит только от вас.

Давайте рассмотрим некоторые методы самопомощи, которые помогут вам «сбросить» внутреннее напряжение на подготовительном этапе к ЦТ.

Например, когда нужно сесть за стол и готовиться, а вы не можете это сделать, в голову «лезут» посторонние мысли, то попробуйте простейший аутотренинг. Он позволит включиться вам в учебную деятельность. Для этого сядьте за стол, на котором приготовлены книги, конспекты и т. д., закройте глаза и про себя (или шепотом) повторите 8 – 10 раз «Я могу заниматься. Я могу заниматься… Я занимаюсь… Я занимаюсь!». Интонации нарастают от механической безучастности до страстного требования. В момент наибольшего напряжения вы внезапно замолкаете, расслабляетесь, откинувшись на спинку стула. В голове пустота, вы ничего не хотите и не ждете. Побудьте в этой пустоте, забудьте обо всем, и вы почувствуете, что через некоторое время в этой пустоте начинает всплывать ваша фраза, а потом и требование заниматься. И вы почувствуете, что рука сама потянется к бумаге. Если что-то помешает, попробуйте вновь расслабиться и затем снова услышать свой приказ. Фразы могут быть разными, но главное условие – они должны быть короткими и по существу дела, а также сформулированы, как утверждение, не содержащее частицу «не».

Активность вашего внимания и умственной деятельности повысится при наличии приятных запахов лимона, лаванды или негромких фоновых звуков – приятная негромкая музыка, шум дождя за окном и т. п.

Не следует забывать, что умственную деятельность активизирует манипулирование пальцами, жестикуляция, ходьба. Монотонность, однообразие в работе понижают активность мозговой деятельности, поэтому при монотонной работе полезно через 15 минут сделать короткую паузу (1-2 минуты) или переключиться на другую деятельность. При однообразной работе лучше через полтора часа сделать более длительный перерыв. В этот перерыв можно расслабиться с закрытыми глазами или, наоборот, заполнить паузу активными движениями: танцевать под музыку, сделать несколько ритмичных упражнений.

«Сбросить» внутреннее напряжение и успокоиться при подготовке к сдаче ЦТ Вам помогут методы саморегуляции.

МЕТОДЫ САМОРЕГУЛЯЦИИ

Одни из методов саморегуляции основаны на использовании человеком тех возможностей, которые он имеет «под рукой». Они связаны с разумным планированием режима труда и отдыха. Когда вы начинаете испытывать во время подготовки к ЦТ психоэмоциональное напряжение, сильную усталость и, может быть, теряете самоконтроль, вам надо найти способы «остановки» себя.

Перечислим некоторые из них:

  • сделать паузу в работе;
  • выйти из комнаты, в которой вы занимаетесь, или переместиться в другую ее часть;
  • подойти к окну и посмотреть на небо, деревья, на идущих по улице людей, попробовать вообразить, о чем они думают;
  • опустить ладони своих рук под холодную воду на 2-3 минуты;
  • постараться каждый день, отведенный на подготовку к ЦТ, иметь немного времени на занятия, которые вам приносят удовлетворение и радость.

Другие методы саморегуляции, целенаправленно созданные человеком для управления самим собой, — это психотехнические упражнения. Смысл психотехники состоит в достижении и поддержании психической, духовной и физической формы посредством направленного сосредоточения. Упражнения базируются на четырех способах самопознания и саморегуляции: релаксации (расслаблении), концентрации, визуализации и самовнушении. На этих способах основаны различные техники саморегуляции, например, аутотренинг, ауторелаксация.

Основной способ саморегуляции – самовнушение. Самовнушение должно быть позитивным, жизнеутверждающим, конструктивным (нельзя внушать себе негативное); самовнушение должно быть облечено в простые, четкие и понятные фразы в утвердительной форме без частицы «не» («я хочу…», «я могу…» и т. п.) и предполагает многократное повторение.

Применение подобных способов саморегуляции, поможет Вам и во время проведения ЦТ обеспечить самообладание и выдержку, адекватные проблемной ситуации.

Для того  чтобы уверенно и успешно выполнить задания, вам полезно:

  • понять и спокойно обдумать вопросы, поставленные в задании, собраться с мыслями для их решения;
  • продумать возможные способы решения поставленной в задании проблемы;
  • рационально использовать отведенное время: сначала выполнять те задания, которые кажутся более простыми, и затем приниматься за более сложные задания;
  • постараться поддерживать у себя позитивное мышление в течение всего времени, отведенного на выполнение работы;
  • не поддаваться негативным изменениям в своем настроении;
  • помнить, что очень важна положительная самооценка, и проговорить про себя: «Я уверен в себе, потому что я положительно себя оцениваю. Я справлюсь с поставленными задачами, все будет хорошо…».

Следует помнить, что психологические методы саморегуляции достаточно индивидуальны, поэтому Вам при подготовке и во время сдачи ЦТ необходимо найти свои собственные способы самовнушения и саморегуляции.

 

Педагог-психолог

свернуть

Общение с товарищами

♦ Узнай лучше самого себя. Найди в себе интересные качества — это поможет привлечь к себе сверстников и сохранить объективное суждение о других людях.

♦ Развивай в себе чувствительность и внимание к внутреннему миру другого человека. Старайся при разговоре задавать вопросы, которые интересовали бы твоего собеседника.

♦ Помни, каждый достоин уважения, так как он — человек. Относись к другим так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе.

♦ Проявляй чаще интерес к другому человеку. Научись находить в нем хорошее.

♦ Не замечай мелкие недостатки товарища. Ты же тоже их не лишен.

♦ Развивай умение понимать юмор. Старайся отшучиваться, если кто-то иронизирует по поводу твоей внешности или успеваемости.

♦ Умей выслушать товарища, учись вести диалог, а не говорить монологи.

♦ Учись мыслить творчески, занимайся чем-нибудь интересным — это притягивает.

♦ Если ты теряешь друга, подумай, может быть, вы оба изменились, выросли, поэтому и расстаетесь. Всегда можно найти новых друзей. Только настоящие друзья останутся с тобой на всю жизнь.

 

Педагог-психолог

свернуть

Отношения с родителями

♦ Проявляй участие к своим родителям. Они устают на работе, дома. Порадуй их чем-нибудь. Это помогает наладить контакт.

♦ Постарайся объясняться с родителями человеческим языком— это даст лучший результат, нежели крики и хлопанье дверьми.

♦ Попроси родителей рассказать о своей юности, о конфликтах с родителями. Это приведет к более глубокому пониманию между вами.

♦ Помни, что иногда у родителей бывает просто плохое настроение. Постарайся не устраивать в это время дома шумных вечеринок.

♦ Если родители ведут себя с тобой, как с маленьким ребенком, напомни вежливо им, что ты уже повзрослел и хотел бы вместе с ними решать проблемы, связанные с твоей жизнью.

♦ Дай понять родителям, что ты нуждаешься в их совете и помощи. Это поможет установить дома благоприятную обстановку.

♦ Разговаривай со своими родителями, сообщай им новости твоей жизни.

♦ Старайся не обманывать родителей. Тайное все равно становится явным.

♦ Помни, что родители тоже могут совершать ошибки. Будь снисходителен.

♦ Родительский запрет чаще всего оказывается правильным решением. Задумайся, что бы произошло, если бы тебе было позволено все!

♦ Если произошла ссора и ты чувствуешь себя виноватым, найди в себе силы подойти первым. Уважение ты не потеряешь, поверь.

♦ Установи с родителями границы личной территории, но не раздражаясь, не требуя. Просто попроси их об этом.

♦ Работа по дому служит отличной подготовкой к самостоятельной жизни. Отнесись к ней с пониманием.

♦ Возвращение домой к определенному времени — это способ оградить тебя от неприятностей, то есть мера безопасности. Если задерживаешься, обязательно позвони, они же волнуются! Побереги их для себя.

♦ О наказаниях. Родители могут прекратить поощрения, отлучить тебя от друзей. И все это может произойти, как ты считаешь, из-за пустяка. Родителей же этот "пустяк" может вывести из себя. Подумай, может быть, родители видят опасность, которую ты либо не осознаешь, либо приуменьшаешь.

♦ Требуй, чтобы родители объясняли мотивы своего поведения по отношению к тебе и твоим друзьям. Может быть, тебе станет понятно, почему они поступают так или иначе.

♦ Если ты зол на кого-либо из друзей, учителей, раздражен на грязь, слякоть, а также на "двойку", поставленную "ни за что", не срывай зло на родителях. Это не благоразумно и приводит к печальным последствиям.

♦ Если родители решили разводиться, конечно, — это особый случай. Стоит понимать, что отец и мать — самостоятельные люди, они должны все решить сами. Тем более люди со временем меняются, поэтому нельзя винить родителей за то, что они утратили любовь друг к другу. И главное — запомни: родители разводятся не из-за тебя! Ты в этом не виноват!

 

Педагог-психолог

свернуть

Стресс

♦ Ты можешь испытывать психическое или физическое напряжение. Тебя могут одолевать новые ощущения. Ты взволнован, ты испытываешь чувство беспокойства. Очень может быть, что рядом бродит стресс!

♦ Признаки стресса узнаваемы: потливость, бессонница, ощущение подавленности, повышенное кровяное давление и т. д. Наблюдай за собой.

♦ Борьба со стрессом заключается в том, чтобы не копить дурные эмоции. Если ты зол, не раскручивай свою злобу. И не выплескивай ее на окружающих, так как рискуешь остаться один.

♦ Если случается что-то действительно из ряда вон выходящее и ты должен принять решение, но эта мысль приводит тебя в ужас, вспомни старинную русскую пословицу: "Утро вечера мудренее!". Это означает — с проблемой нужно ночь переспать. Поэтому необходимо лечь спать или заняться чем-либо отвлеченным. Отдохни от беспокойства и увидишь новые перспективы.

♦ После отдыха приступай к решению проблемы. Не канючь, занимайся делом!

♦ Выдели в своей жизни моменты, которые никак не сможешь изменить, и перестань беспокоиться по их поводу. Не наказывай себя за уже сделанные ошибки беспокойством и тоской. Сделай так, чтобы это не повторялось.

♦ Твоя жизнь не будет такой мрачной, если ты поймешь, что имеешь очень много: ты не голодаешь, у тебя есть дом, любящие тебя люди — семья, ты не глуп, даже если тебе это кажется. Всегда можно найти что-то хорошее.

♦ Тебе плохо, попробуй поговорить с родителями. Если это не удалось, то найди того человека, которому доверяешь, и поговори с ним. Носить все в себе вредно для здоровья. Задумайся над этим!

♦ Помогают избавиться от стресса занятия спортом и любимым делом. Физические упражнения улучшают мышечный тонус, а вместе с ним настроение становится лучше.

♦ Помогает поднять, настроение поход в магазин. Купи себе несколько мелочей. Это всегда приятно.

♦ Если подавленность не проходит несколько недель, обратись к врачу-невропатологу. Может, причина твоей хандры в болезни?

♦ И последнее: время обязательно залечит раны! Не углубляйся в депрессию — ищи решение!                                                                                                                                                                                                                    Педагог-психолог

свернуть

Школа и ты

♦ Если школа кажется тебе каторгой, подумай и найди в ней что-нибудь хорошее, так как ходить в школу тебе все равно придется. А придется потому, что без образования ты не найдешь себе места в жизни. Это создаст тебе очень большие проблемы.

♦ Относись к учителям терпимо, с пониманием, так как все равно тебе придется экзамены сдавать и контрольные писать.

♦ Если учитель избирает тебя объектом для насмешек, останься после уроков, поговори с ним. Скажи, что тебе не нравится быть такого рода объектом, если не поможет, поговори с родителями.

♦ Учитывай, что бесполезных предметов не бывает. Ведь сейчас неизвестно, чем ты будешь заниматься в дальнейшем. А также стоит понимать, что параллельно у тебя развивается речь, умение мыслить, тренируется память и усидчивость. Не жалей о потраченном времени.

♦ Не старайся воевать с учителем, который справедливо ставит тебе "двойку", даже если этого очень хочется из-за раздражения или обиды на себя. Ни к чему хорошему это не приведет, тем более такое поведение осложнит тебе дальнейшую жизнь на уроках учителя.

♦ Если тебя вызвали к директору, никогда не старайся вести себя вызывающе, но и не умоляй. Внимательно выслушай, что тебе скажут. Скажи спокойно и уверенно, что ты допустил ошибку и в будущем будешь предварительно думать, прежде чем поступать подобным образом.

♦ Если тебя к неприемлемому поведению на уроке склоняют товарищи, скажи, что у тебя сегодня нет настроения или ты очень занят чем-нибудь не относящимся к уроку. Это принесет тебе меньше вреда, чем шутовство, следствием чего может стать вызов в школу родителей.

♦ Держи тетради в порядке, это помогает учителю понять, что ты стараешься. Постарайся на каждом уроке тратить хотя бы 15 минут для активного занятия уроком.                                                                                                                                                                                                                                                                                                          Педагог-психолог

свернуть

Об ответственности за курение в запрещенных местах

В нашем государстве проводится немало мероприятий, направленных на формирование и пропаганду здорового образа жизни среди граждан, особенно в молодежной среде. 
В соответствии со ст. 41 Кодекса Республики Беларусь об образовании на учреждения образования возлагается обязанность осуществлять профилактику и пресечение курения в учреждениях образования и на их территориях.
Однако немало молодых граждан, в том числе, и несовершеннолетних, имеют такую вредную привычку как курение.
В этой связи нередко возникают вопросы об ответственности обучающихся за курение на территориях учреждений образования. 
Статьей 17.9 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за курение (потребление) табачных изделий в местах, где оно в соответствии с законодательными актами запрещено.
В качестве меры административного взыскания за совершение данного правонарушения установлен штраф в размере до 4 базовых величин, то есть, до 102 рублей. 
В настоящее время, законодательными актами запрещено курение в учреждениях образования. Курение на территориях учреждений образования влечёт дисциплинарную ответственность, в соответствии с Приказом Министерства образования Республики Беларусь от 27.09.2011 №566 «О дополнительных мерах по профилактике и пресечению курения в учреждениях образования» и п.1 ст.126 Кодекса Республики Беларусь об образовании. 
Однако с 26 июля 2019 года вступит в силу новая редакция Декрета Президента Республики Беларусь от 17.12.2002 №28 «О государственном регулировании производства, оборота и потребления табачного сырья и табачных изделий», согласно которой вводится запрет на курение не только в учреждениях образования, но и на территориях учреждений образования, а нарушение указанного запрета повлечет за собой административную ответственность.
Кроме того, будет введён запрет на курение (потребление) табачных изделий и электронных систем курения на территории учреждений культуры, спорта, вспомогательных помещений жилых домов, в лифтах, автомобилях, перевозящих детей до 14 лет, на детских площадках, на территориях и помещениях спортивно-оздоровительных лагерей, в подземных переходах, на остановочных пунктах и посадочных площадках и некоторых других объектах.
Вводится также запрет на продажу несовершеннолетним жидкостей для электронных систем курения.

Педагог социальный

свернуть

Правила выбора профессии

  1. Необходимо изучить как можно больше профессий определить,   какие профессии и  специалисты необходимы  в регионе,   где вы проживаете.
  2. Важно изучить самого себя  (интересы, склонности, способности,   темперамент, черты  характера,   особенности познавательных процессов,  здоровье,  самооценку,   уровень притязаний).
  3. Следует выбрать наиболее привлекательную,    подходящую     профессию.
  4. Подробно   изучить   выбранную   профессию:    ознакомиться   с профессиограммой,   уточнить   содержание,   условия   труда  и требования,     предъявляемые      профессией      к     человеку, изучить     возможности    ее   приобретения    и    перспективы профессионального роста.
  5. Попробовать свои силы в выбранной профессии (в кружках по интересам,  в учебно-производственном комбинате).
  6. Сравнить    полученные    знания    о    профессии    со    своими возможностями,   посоветоваться   с  родителями,   учителями, врачами, психологом, получить     квалифицированную профконсультацию.
  7. При определении соответствия своих профессиональных возможностей требованиям выбранной профессии, получить в школе или УПК первоначальную профессиональную подготовку, реализовывать самоконтроль готовности к профессиональному самоопределению.
  8. При отсутствии указанного соответствия найти запасной вариант профессионального выбора.
  9. Выбрав для себя будущую профессию, необходимо проявить настойчивость в реализации намерения и овладения профессией в совершенстве.                                                                                                                                                                         Педагог социальный
свернуть

Советы школьникам

  • Уделите достаточно внимания обдумыванию вопроса, кем бы вы хотели быть, какую профессию получить хотя бы на первом этапе своей самостоятельной жизни. Не послушайте лишнюю аудиокассету, не посмотрите лишний фильм — подумайте над этим. А лучше — не раз и не два.
  • Познакомьтесь с требованиями, предъявляемыми профессией, с точки зрения своего здоровья, характера, усидчивости, инициативности, умения устанавливать деловые контакты, вести разговор, желания учиться в последующем. Ведь получение профессии — это только начало профессионального роста.
  • Не обращайте внимания, если вам скажут, что профессия, которую вы хотите получить, не для вас. Знаменитый ученый Альберт Эйнштейн математику даже на тройку знал слабовато. Его не единожды математик называл тупицей. И добавлял: «Он никогда ничего не добьется». Но ошибся: фамилию учителя давно забыли, а Эйнштейна знает весь мир!
  • Советуйтесь с родителями по поводу своего выбора. Но помните: если кто-то из родителей будет вам говорить, что им нравится та или иная профессия и они хотели бы вас видеть в ней, — это их предпочтения, но никак не ваши. Только если эти предпочтения совпадают — к ним следует прислушаться. В другом случае решайте сами. Это должен быть ваш выбор. Вам работать по этой профессии. Она должна нравиться именно вам!
  • Если вы еще не разобрались в своем характере — узнайте, какую литературу по этому вопросу почитать. Обратись к школьному психологу. Чем больше знаешь по этому вопросу — тем проще сделать выбор. Полагаем, вы сами догадываетесь, что свойства характера и требования к профессии бухгалтера, экономиста, юриста, менеджера, продавца, наладчика оборудования, предпринимателя несколько разные. Помните: психологи утверждают, что существует около 30 типов талантов (интеллектов), из них 12 наиболее выраженных. А в каждом из них есть по четыре. Разница только в силе, с которой они в нас заложены. Но наиболее часто встречаются следующие:
  • Вербально-лингвистический— заключается в природной способности читать и писать слова. Им обладают журналисты, писатели, юристы, учителя.
  • Цифровой — имеет отношение к данным, измеряемым в цифрах. Характерен для математиков. Высококвалифицированный инженер должен обладать одновременно вербально- лингвистическим и цифровым талантами.
  • Пространственный— присущ творческим людям. Все три этих типа необходимы архитекторам, т.к. эта профессия требует хорошего владения словами, цифрами и творческими навыками.
  • Физический — им наделены многие спортсмены. Кроме того, есть много людей, которые не блещут успехами в школе, но прекрасно одарены физически. Часто это люди, которым легче учиться с помощью действия, и это называется «практическим обучением». Людей этого типа тянет к механике или строительным профессиям. Их талант нередко выражается в наблюдении за вещами, их изготовлении и использовании.
  • Личностный— его еще называют «эмоциональным». Люди этого типа часто терпят неудачу не потому, что им не хватает умственных знаний, а потому, что они боятся проиграть. Они ограничивают меру своего успеха только потому, что живут в страхе совершить ошибку или потерпеть фиаско. Личностный интеллект — наиболее важный из всех существующих. Он отвечает за контроль над тем, что мы говорим сами себе. Эмоциональное мышление, по оценке специалистов, в 24 раза сильнее рационального.
  • Межличностный — люди с такими данными часто становятся харизматическими коммуникаторами (специалистами по общению) -политики, актеры, торговцы, ораторы.
  • Окружающей сферы — это люди, владеющие природным даром иметь дело с деревьями, растениями, животными, землей, природой.
  • Поэтому определитесь, какого интеллекта (таланта) в вас больше, кто вы. Этим самым вы лучше узнаете себя и сможете объяснить свое поведение. Подходы к работе и учебе, окружающим и т.д. Вам необходимо понять, что если вы не любите идти на риск, — то вряд ли добьетесь успеха там, где надо действовать нестандартно и даже интуитивно. Исполнитель на риск не пойдет: он будет все взвешивать, обдумывать. И найдет много причин, чтобы не рисковать. А если у вас слабо развит аналитический аппарат — вряд ли из вас получится хороший экономист, юрист, бухгалтер и т.п. Считать вы сможете, но суть работы экономиста, бухгалтера и т.п. не только в этом. А в первую очередь в выработке предложений, которые позволили бы улучшить ситуацию (на предприятии, в фирме и т.д.). О хороших юристах и разговора нет — они обязательно должны уметь сопоставить, увидеть то, что может быть незаметно для многих, даже своих коллег, не случайно сложные дела поручают именно тем, кто способен увидеть маленькие нюансы и связь между ними там, где их не видят другие.
  • Помните: даже хорошие школьные отметки гарантией будущего профессионального и карьерного роста не являются. В школе вы их получали за уровень усвоения знаний, которые вам предлагали учителя, излагали в книгах. И кто больше работал, чтобы их усвоить, — у того были выше оценки. В жизни времени на изучение ситуации иной раз будет мало: решение надо будет принимать самостоятельно и оперативно. Кто это сделает лучше — тот будет впереди, независимо от того, какие у него были оценки в школе.

Педагог социальный

свернуть