Деятельность человека состоит из поступков. Поступок - главный элемент человеческих взаимоотношений, в котором проявляются различные качества личности, как хорошие, так и плохие, отношение к проблемам действительности, к окружающим людям. Всякий поступок влечет за собой неизбежные результаты: изменения в отношениях людей, в их сознании, он также влечет последствия и для самого действующего лица. Поступок всегда связан с определенной ответственностью человека за свои действия. В сфере правовых отношений поступок может иметь двойное значение. Основную часть актов поведения личности составляют поступки правомерные, то есть соответствующие нормам права, требованиям законов, и неправомерное, то есть противоречащее нормам права. Неправомерное поведение выражается в правонарушениях, как это следует из самого термина, актах, нарушающих право, противных ему. Далеко не каждый человек имеет полное представление о правомерности своих действий. Проблема подростков-правонарушителей в современном обществе представляет собой одну из самых сложных и противоречивых. К сожалению, не каждый подросток, осознает какие совершаемые им противоправные деяния ведут к тяжелым и трудно-исправимым последствиям. Что такое правонарушение? Правонарушение — это виновное поведение праводееспособного лица, которое противоречит предписаниям норм права, причиняет вред другим лицам и влечет за собой юридическую ответственность. Все правонарушения принято подразделять на две группы: проступки и преступления (самые тяжелые правонарушения). Проступки могут быть трудовыми, дисциплинарными, административными и гражданскими. Под преступлениями понимают, как правило, уголовные преступления, то есть деяния, нарушающие уголовный закон. Они могут различаться по категории тяжести. В зависимости от вида правонарушения выделяют соответствующую ответственность — уголовную, административную, дисциплинарную, гражданско- правовую.
Выделяют следующие стадии откланяющегося поведения подростков: - неодобряемое поведение – поведение, связанное с шалостями озорством, непослушанием, непоседливостью, упрямством; - порицаемое поведение - поведение, вызывающее более или менее осуждение окружающих, педагогов, родителей (эпизодические нарушения дисциплины, случаи драчливости, грубости, дерзости, нечестности); - девиантное поведение - нравственно отрицательные действия и поступки, принявшие характер систематических или привычных (лживость, притворство, лицемерие, эгоизм, конфликтность, агрессивность воровство и т. д.); - предпреступное поведение - поведение, несущее в себе зачатки криминального и деструктивного поведения (эпизодические умышленные нарушения норм требований, регулирующих поведение и взаимоотношения людей в обществе, хулиганство, избиения, вымогательство, распитие спиртных напитков, злостные нарушения дисциплины и общепринятых правил поведения и т. д.); - противоправное или преступное поведение - поведение, связанное с различными правонарушениями и преступлениями.
Проблемы в поведении учащихся:
1. Уклонение от учебы вследствие:
2. Низкая общественно-трудовая активность:
3. Негативные проявления:
4. Негативизм в оценке действительности.
5. Повышенная критичность по отношению к педагогам и взрослым:
6. Отношение к воспитательным мероприятиям:
Направления работы по предупреждению правонарушений учащихся:
Работа социально-психологической службы школы: диагностическая работа с детьми девиантного и аддиктивного поведения; психолого-педагогические консультации для учащихся; работа консультационного пункта для родителей, социально-педагогическая помощь педагогам и прочее. В целях достижения результативности профилактической работы в школе к началу учебного года создается Комплексно-целевая программа по предупреждению правонарушений учащихся. Выполнение этой программы предполагает тесное взаимодействие всех субъектов воспитательного процесса.
Функции педагога социального по предупреждению правонарушений и преступлений учащихся:
|
Министерство образования Республики Беларусь
Отдел по образованию Ивацевичского райисполкома
Государственное учреждение образования
Зеленоборская средняя школа