Советы и рекомендации педагогическим работникам

 

Рекомендации классным руководителям и учителям-предметникам 5-х классов

Что необходимо учитывать руководителям, педагогам, воспитателям, чтобы процесс обучения, воспитания и развития шел более равномерно, последовательно и эффективно?

- Учитывать не только учебные достижения ученика, но и его здоровье, семейные трудности, условия быта и другие объективные факторы, влияющие на формирование личности ребенка. 
- Учитывать трудности адаптации школьника в переходные периоды.

- Учитывать индивидуальные личностные особенности ученика.

Что необходимо грамотно осуществлять?

 - Отслеживание хода развития процессов обучения, воспитания.

 - Процесс социализации ребенка в коллективе.

Что поможет ребенку учиться успешнее?

- Психолого-педагогическая поддержка каждого ребенка.

 - Ориентация на успех.

 - Выбор личностно-ориентированных образовательных технологий.

- Наблюдение, руководство, коррекция динамики развития интеллекта, творческих способностей. 
- Приобретение учениками прочных знаний с возможностью использования их в новых ситуациях. 
 - Формирование общих учебных умений и навыков.

- Сохранение имеющегося запаса здоровья школьников в процессе получения среднего образования. 

Рекомендации классным руководителям 5-х классов

Классный руководитель — очень значимая фигура в образовательном процессе. Жаль, если его функции - лишь добавка к неполной педагогической нагрузке. От классного руководителя всецело зависит микроклимат в классном коллективе, во многом — результаты учебной деятельности. 
Если классный руководитель сам имеет коммуникативные трудности, ему будет сложно налаживать контакты и с детьми, и с педагогами, и с родителями. Если он не является учителем по специальности, ему будет нелегко отслеживать учебный процесс, влиять на него с учетом интересов учащихся и пожеланий их родителей.

Если классный руководитель - лишь равнодушный исполнитель своих прямых функциональных обязанностей,  не «болеет» за каждого ученика душой, то кто тогда подумает о перегрузках, позаботится о сохранении здоровья ученика, побеспокоится о развитии способностей и привлечении всех потенциальных возможностей каждого ребенка, сделает все от него зависящее, чтобы развитие классного коллектива и каждого ученика в нем шло не по наклонной, не по прямой, а по возрастающей?


1. На первом родительском собрании необходимо представить новых учителей, способствовать установлению контакта родителей с ними.

2. Поддерживайте контакт с родителями учащихся (встречи, письма, телефонные звонки и т. д.). 

3. Постоянно поддерживайте контакт со школьным психологом и социальным педагогом. 

4. Помогите новым ученикам запомнить имена и фамилии одноклассников и Ф.И.О. учителей-предметников (можно использовать визитки, таблички с именем, которые ставятся на парту на каждом уроке).

6. Познакомьтесь с условиями проживания ребенка, взаимоотношениями в семье, здоровьем ребенка (по медицинской карте ребенка).

7. Осуществите грамотное рассаживание детей в классе с учетом их индивидуальных особенностей, психологической совместимости, здоровья, пожеланий родителей.

Адаптация пятиклассников

Особенности возраста. Рекомендации для учителей. 

Переход из младшей школы в среднюю — важный момент в жизни школьника. Период адаптации в 5-м классе является одним из трудных периодов школьного обучения. Это обусловлено совокупностью тех содержательных перемен, что происходят в школьной среде и внутреннем мире детей этого возраста. А именно:

• увеличение объема и разнообразие содержания образования;

• увеличение веса многопредметного обучения и расширение круга учителей, с которыми учащиеся вынуждены систематически вступать в деловые взаимодействия;

• на место первой учительницы приходит новый классный руководитель;

• завершение перехода к кабинетной системе обучения;

• отсутствие у школьников умения как самостоятельно, так и совместно организовывать учебную деятельность.

Состояние детей в этот период с педагогической точки зрения характеризуется низкой организованностью, учебной рассеянностью и недисциплинированностью, снижением интереса к учебе и ее результатам; с психологической — снижением самооценки, высоким уровнем ситуативной тревожности.

В течение адаптационного периода (1-е полугодие обучения) у пятиклассников должно сформироваться так называемое «чувство взрослости», которое проявляется в новой личностной позиции:

1) по отношению к учебной деятельности;

2) по отношению к школе и предметам;

3) по отношению к одноклассникам;

4) в новом отношении к внутреннему миру собственного «Я».

Сложность задач адаптационного периода значительно увеличивает риск школьной адаптации. Не все пятиклассники даже с высоким уровнем психологической готовности могут успешно справиться с трудностями в обучении и общении внутренними психологическими проблемами. Что уж говорить о тех учениках, у которых были проблемы в начальной школе. 

 Каждый переходный период обладает своей специфи­кой, связанной в первую очередь с психологическим своеоб­разием возраста. 

 Возрастные психологические особенности пятиклассников

  • потребность в достойном положении в коллективе сверстников, в семье;
  • повышенная утомляемость;
  • стремление обзавестись верным другом;
  • стремление избежать изоляции, как в классе, так и в малом коллективе;
  • повышенный интерес к вопросу о “соотношении сил” в классе;
  • стремление отмежеваться от всего подчеркнуто детского;
  • отсутствие авторитета возраста;
  • отвращение к необоснованным запретам;
  • восприимчивость к промахам учителей;
  • переоценка своих возможностей, реализация которых предполагается в отдаленном будущем;
  • отсутствие адаптации к неудачам;
  • отсутствие адаптации к положению “худшего”;
  • ярко выраженная эмоциональность;
  • повышенный интерес к спорту. 

Признаки успешной адаптации:

  • удовлетворенность ребенка процессом обучения;
  • ребенок легко справляется с программой;
  • степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому;
  • удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем.

Признаки дезадаптации:

  • усталый, утомлённый внешний вид ребёнка.
  • нежелание ребёнка делиться своими впечатлениями о проведённом дне.
  • стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы.
  • нежелания выполнять домашние задания.
  • негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников.
  • жалобы на те или иные события, связанные со школой.
  • беспокойный сон.
  • трудности утреннего пробуждения, вялость.
  • постоянные жалобы на плохое самочувствие.

Рекомендации учителям:

  1. Необходимо обращать особое внимание на усвоение учебной задачи ребенком; при возникновении трудностей обязательно четкое прояснение учебного материала до тех пор, пока ребенок не поймет.
  2. Обратить внимание на межличностные отношения в классе, выявить лидеров, отверженных детей. Помочь детскому коллективу развиваться без серьезных конфликтных ситуаций, научить бесконфликтному общению.
  3. Учителям-предметникам при неудачном ответе ученика не одергивать, не стыдить, не упрекать, не отчитывать в присутствии всего класса. Чувство юмора хорошо помогает убрать напряжение в классе, «разбавляет» обстановку. Необходимо поддерживать ситуацию успешности. Постараться проявлять искренний интерес к каждому учащемуся.
Десять заповедей воспитателя

Заповедь 1. Любите  воспитанника, доверенного  вам, всей  душой, сердцем  и  разумом.

Заповедь2. Старайтесь  видеть  в  каждом  своем  воспитаннике  полноправную, уникальную  личность, достойную  признания  и  уважения.

Заповедь3. Осознавайте  в  полной  мере  ответственность  за  каждого  вверенного  вам  ребенка: за  его  физическое  состояние  и  эмоциональное  благополучие.

Заповедь 4. Отдавайте  ежедневно  детям  все, что  знаете  и  умеете  сами, развивайте  их  способности, выбирая  самые  прогрессивные  методы  обучения.

Заповедь 5. Помните, что  знания  без  чувств, добрых  дел  и  чистых  помыслов, не  окрыляют, а  отягощают  и  разрушают  любого  человека, в  том  числе,  ребенка.

Заповедь6. Твердо  знайте,что  любое  осуществляемое  вами  насилие  над  личностью (физическое  или  моральное), независимо  от  его  цели, ставит  под  вопрос  ваше  звание «педагог».

Заповедь7. Оценивайте  поступок, а  не  личность, и  никогда  не  принимайте  воспитательных  воздействий  в  дурном  настроении.

Заповедь8. Воспринимайте  родителей  своих  воспитанников  как   союзников  в  деле  развития  детской  личности.

Заповедь 9. Считайте своим основным педагогическим методом осознанное наблюдение за ребенком.

Заповедь 10. Помните, серьезное разрушается смехом, смех - серьезным. 

Рекомендации по работе с агрессивными детьми

       1.Учить ребенка выражать свое неудовольствие в социально приемлемых формах.

       2.Придерживаться постоянства и последовательности в реализации выбранного типа поведения по отношению к ребенку.

       3.Сдерживать агрессивные порывы ребенка непосредственно перед их проявлением (остановить окриком, отвлечь игрой, занятием, создать физическое препятствие агрессивному акту (отвести руку, удержать за плечи).

       4. Пресекать любые агрессивные действия: останавливать спокойно, с невозмутимым лицом, действуя при минимуме слов.

       5. Обсуждать поведение только после успокоения.

       6.Обязательно показывать ребенку, что такое поведение абсолютно неприемлемо.

       7.Учить нести ответственность за свои поступки.

       8. Пусть за что-нибудь отвечает в школе и дома.

       9.Обидные слова, адресованные взрослому, целесообразно игнорировать, но при этом попытаться понять, какие чувства и переживания ребенка стоят за ними.

       10. Нельзя угрожать и шантажировать, так как в какой-то момент это перестает действовать. Вы будете неубедительны и бессильны.

       11.Дать ему понять, что есть иные способы проявления силы и привлечения внимания.

       12.Для преодоления и предупреждения агрессивного поведения можно использовать коллективные игры, способствующие выработки у них терпимости и взаимовыручки.

       13.Сохранять спокойный эмоциональный тон.

       14. Никогда не позволять себе оскорблять ребенка, свое плохое настроение не разряжать на нем.

       15. Хвалить позитивные поступки для закрепления нового стиля поведения.

       16. Не стремиться угодить, не попадать под влияние и не позволять манипулировать собой.

       17. Давайте ребенку возможность выплеснуть свою агрессию, смещайте ее на другие объекты (пусть нарисует своего врага и разорвет портрет и т.п.)

       18. Показывайте ребенку личный пример эффективного поведения.

       19. Четко ориентировать в понятиях «хорошо», «плохо», «надо».

       20. Помните, что запрет и повышение голоса – самые неэффективные способы преодоления агрессивности. Лишь поняв причины такого поведения и сняв их, вы можете надеяться, что агрессивность ребенка будет снята. 

Методические рекомендации социального педагога учителям начальных классов
Рекомендации при возникновении напряжения в общении.
1.Проявлять естественное внимание к собеседнику, доброжелательность, терпимость, дружелюбие.
2.Держаться спокойно, не терять самоконтроля. Говорить лаконично, чуть медленнее, если собеседник излишне взволнован.
3.Установить контакт глазами и стараться не терять его.
4.Дать собеседнику понять, что вы понимаете его состояние (приблизиться, наклониться к нему).
5.Признать свою вину, если объективно таковая есть.
6.Постараться предельно тактично показать собеседнику, в чем, как вам кажется, он тоже не прав.
7.Показать, что вы заинтересованы с решении проблемы собеседника, сотрудничестве с ним, будете поддерживать его, если это не противоречит интересам дела.
Рекомендации при работе с капризными и упрямыми детьми.
1.     Задайте себе вопрос, не подражает ли ребенок Вам. Иногда мы бурно реагируем на поступки ребенка, напоминающие наши собственные, потому что слишком хорошо знаем свои недостатки.
2.     Не стыдите ребенка, не отталкивайте его. Не читайте долгих нотации по каждому поводу. Добивайтесь своего с помощью кратких и простых наставлений.
3.     Подумайте, не связано ли поведение ребенка со слишком длительным пребыванием перед телевизором.
4.     Подумайте, не стимулирует ли ребенок избыток активности. Некоторым детям требуется мостик между предельной активностью и временем тихих игр. Им приносят пользу успокаивающие занятия.
5.     Большинство детей «перерастают» свои капризы, как только научатся ясно выражать свои желания.
6.     Иногда дети капризничают и упрямятся перед началом болезни или в период выздоровления.
7.     Вместо того, чтобы реагировать только на недозволенное поведение ребенка, попытаться выявить случаи хорошего поведения и вознаградить ребенка объятиями, поцелуями и похвалами.
 
Рекомендации при работе с гиперактивными детьми
1.     Необходима точная диагностика болезни на основании выявления причин и патогенеза.
2.     Необходимо физическое закаливание ребенка.
3.     Необходима   организация   коллективных   игр   соревновательного характера, чтобы снять вялость движений ребенка, заинтересовать его.
4.     Необходимо обучение приемам действий   в различных видах деятельности, следует также разнообразить виды самообслуживания.
Рекомендации общения с ворующими детьми
1.     Ваша цель - помочь ребенку контролировать свои порывы и пояснить, почему такое поведение неприемлемо. Вы должны научить ребенка, чтобы он научился просить разрешения, а не просто брать понравившийся ему предмет.
2.     Если Вам необходимо выяснить у ребенка, что произошло, поставьте вопрос следующим образом : «У Маши пропали карандаши, и Елена Ивановна считает, что их мог взять ты. Это правда?»
3.     Если ребенок признается в том, что он взял чужую вещь, похвалите его за чистосердечное признание, а потом объясните последствия такого поступка. Если он будет отрицать свою вину, не обвиняйте его во лжи, а расспросите настойчивее. Не обыскивайте ребенка. Дайте ему возможность обдумывать свои слова. Возможно он скажет, что «нашел» эту вещь. Объясните ребенку, что одно дело распоряжаться своими вещами, но совсем другое - брать чужие без разрешения.
4.     Дети не слишком искусно скрывают информацию, поэтому ведите расспросы настойчиво. Истина может постепенно всплыть после наводящих вопросов.
5.     Не ждите, что после одного разговора случаи воровства сразу прекратятся. Усвоение таких правил требует повторения.
6.     Иногда дети воруют, если им кажется, что ими пренебрегают, относятся к ним несправедливо или же что, взрослые слишком давят на них. Таким детям необходимо чувствовать, что они имеют значение, им требуется похвала.